БАРС Брянск

Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» «Живём и помним»

01 февраля 2025

«Тогда было столько слёз на деревне!»

В номере 38 от 27 сентября газеты «Красногорская жизнь» мы объявили проект «Живём и помним» по установке к 80-летию Великой Победы в п. Комары памятной мемориальной доски. На том месте, где нашли упокоение убитые фашистами мирные люди, наши земляки. Трагедия эта произошла 27 сентября 1943 года на большой церковный праздник – Воздвижения Креста Господня. Подробности её сохранил Виктор Александрович Сивенок, житель деревни Ларневск, по воспоминаниям своей матери Раисы Кондратьевны.
Трагедия, произошедшая 27 сентября 1943 года в Тисленках и Комарах, унесла жизни не только жителей этих посёлков, но и соседней деревни Ивановки. Уроженцы её тоже откликнулись на наш проект, писали тёплые отзывы, уточняли данные. Они и подсказали, к кому можно обратиться за более полной информацией. И первые, кого они назвали, — их землячки Татьяна Петровна Руденок и Зинаида Ивановна Пархацкая. Обе проживают в селе Лотаки: небольшая уютная деревня Ивановка сейчас – лишь точка на карте. После аварии на Чернобыльской АЭС люди стали покидать её.
В доме у Т.П. Руденок на встречу со мной собралось, можно сказать, «ивановское сообщество» Лотаков: сама хозяйка, Зинаида Ивановна Пархацкая, Валентина Тимофеевна Лакизо и Елена Михайловна Калуга, которая ходит сюда почаще: проведать Татьяну Петровну, да и помочь, если надо. Ведь той исполнилось 80 лет. Землячки наперебой стали её хвалить: «Труженица большая она, всю жизнь дояркой проработала в совхозах «Кургановский», «Ларневский», а потом и в «Лотаковском». Четверо деток подняла. Много трудностей испытала, но не озлобилась, а наоборот – сама доброта, до сих пор заботится о близких, особенно – о правнуках. Ко всем – с уважением». А у меня от общения с этими простыми сельскими женщинами остались самые лучшие впечатления: ощущение света и добра. Их открытость, приветливость, желание помочь вызвали в душе такой же ответ.
Самая старшая из них родилась в тот самый памятный, победный для нашей страны год, поэтому они не были непосредственными свидетелями трагедии в Комарах, где погибли их земляки. Но в семьях, среди односельчан рассказы об этом передавались детям и внукам. А память людская – тоже своего рода архив! И пусть какие-то подробности с течением времени могут подзабыться, но главное – воспоминания о жестокой массовой расправе фашистов над мирными жителями пронесены через годы и десятилетия. И наша задача – передать их следующим поколениям. Чтобы знали, чтобы помнили, чтобы понимали суть происходящего в мире сейчас. А особенно осознали, за что стоят насмерть наши ребята – бойцы СВО.
Мы записали эти воспоминания, сделали видео.
Рассказывает Татьяна Петровна Руденок: «Я родилась в деревне Ивановке в 1945 году. Моя тётя Любовь Лаврентьевна Грицан и первая жена моего отца Петра Лаврентьевича Грицана Ирина Ивановна Грицан были расстреляны 27 сентября 1943 года в посёлке Комары, куда они пошли из Ивановки, думая, что там укроются в кустах от отступающих немцев. С ними была моя бабушка Ганна и двое братьев по отцу: Анатолий, 1938 г.р., и Иван, 1940 г.р. Жену отца Ирину фашисты, когда расстреляли, бросили в горящую копну. Она была беременная, на большом сроке, у неё от сильного огня лопнул живот, и вывалился мальчик. Это видела моя бабушка, которую потом прозвали Зязюлькой (прим. автора: кукушкой), потому что она каждое утро, ещё досвету (прим. автора: до рассвета) выходила на улицу и плакала, и звала свою доченьку Любу, что немцы сгубили. Как зязюлька куковала. Когда убивали её невестку и дочь, она пряталась в зарослях, и её не заметили. Баба Ганна сумела подползти и выхватить из огня выпавшего из матери ребёнка – мальчика, но он уже был мёртв. Она его спрятала в кустах, чтобы на утро забрать и похоронить. Но, когда пришла, ребёнка там не было, наверное, волки поживились. А внуки Анатолий и Иван сумели убежать, только старшего ранило в руку. Всех людей: и ивановцев, и комаровцев, которых не успели пострелять, немцы хотели раздавить танком, но Копа (от автора: Капиталина) Магинская бросилась в ноги к офицеру и сказала, что готовила ему в Ивановке. Он её узнал и приказал: «Хальт! На Ивановку», и их под конвоем повели туда. Но, кто по дороге, а уже было темновато, кто в деревне, сумели сбежать».
Рассказывает Зинаида Ивановна Пархацкая: «Я тоже родом из Ивановки. Как вспоминали у нас в семье, в тот день, 27 сентября 1943 года, побежали прятаться в Комары моя тётя Мария Карповна Никитенко, ей тогда было 10 — 12 лет, её мачеха, вторая жена моего деда Карпа Петровна Никитенко, Василиса Ивановна Магинская и пасёстра той (от автора: двоюродная сестра) Ефросинья Павловна Магинская.
Василиса и Ефросинья были убиты на глазах Марии, а она тяжело ранена в лицо и живот. В болевом шоке тётя, придерживая руками вываливающиеся из неё внутренности, истекая кровью, сумела добраться домой. Увидев отца, который спрятал соседей и родню в их большом погребе, а сам выглянул из него, она, закричав: «Мамку убили!», рассказала, как стреляли в сестёр, которые хотели перелезть через изгородь и убежать, но, как подкошенные, рухнули с неё. Девочку тут же перенесли в погреб, не зная, как помочь. Но чудом она всё-таки осталась жива: наутро её спасли военврач и медсёстры наших наступающих частей, зашив живот и обработав раны. А большая отметина на лбу – ямка в виде звезды – до конца её дней осталась как напоминание о том ужасе, через который ей пришлось пройти в годы войны.
Василису и Ефросинью назавтра похоронили в одной могиле в Ивановке. Мой дед Карп, чтобы сделать им гроб, разобрал даже пол в хате: досок-то тогда не найти было.
Был убит в Комарах и наш земляк Иван Лавринок. Увидев его, фашисты закричали, что он еврей. А он просто чернявый был. Так разве ж они будут разбираться!»

Ещё одну шокирующую и трогающую до глубины души историю рассказала Валентина Тимофеевна Лакизо: «У нас в Ивановке была семья учителя начальной школы Николая Ефимовича Кондратенко. Его жена Ульяна потом станет моей крёстной. Люди эти были образованные, степенные, все их уважали. Старшая дочь до войны уже работала учителем в Кургановке или Николаевке, а младшая Нина ещё жила с родителями. Ей было лет 18 – 19. Она тоже пошла прятаться в Комары вместе с односельчанами. Была там убита, а потом сожжена».

Не выдержав, рассказываю Валентине Тимофеевне и её землячкам подробности о гибели Нины Кондратенко по воспоминаниям Раисы Кондратьевны Сивенок, очевидца тех событий. Только она называла девушку эту «учительница из Ивановки, говорившая по-немецки». Видимо то, что Нина – из учительской семьи, и сестра её была педагогом, и сыграло свою роль. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что Нина Кондратенко и есть та самая «учительница из Ивановки», хотя, как говорят мои собеседницы, она ею не была, да и по возрасту не успела бы (отнимите два года оккупации). Вот так одни воспоминания, дополняя другие, рисуют более полную картину страшной трагедии, унёсшей жизни не одного десятка людей.

Вернёмся в тот памятный день. Нина вместе с некоторыми жителями, в основном детьми и подростками, находится в окопе – специально вырытой для такого случая яме – землянке на краю Комаров. Одна женщина из посёлка замешкалась, пытаясь залезть в него, и немцы её застрелили. Это и выдало место, где прятались люди. Фашисты метнули туда гранату, многих ранило её осколками, в том числе и Нину. Всем приказали вылезать. Тут же стреляли в них. Нина заговорила с оккупантами на немецком. Её не тронули, даже бросили бинт, чтобы перевязалась. Но когда девушка увидела, как один из них, развлекаясь, хладнокровно застрелил убегающего маленького мальчика, четырёхлетнего Толика Комара, то не стала молчать и что-то крикнула фашистам, а некоторые очевидцы добавляют, что ещё и плюнула им в лицо. Те, не мешкая, сразу выстрелили в неё. «Нина ещё была жива», — вступает в разговор Валентина Тимофеевна. — Она лежала рядом с ивановской женщиной и просила принести ей попить. «Ой, Ниночка, да где ж я тебе найду здесь воды! Кругом немцы, над головами пули свистят…», — ответила та. «Была бы тут моя мамочка, она бы всё равно принесла мне воду, даже под пулями», — промолвила Нина и попросила немцев пристрелить её, чтобы не терпеть страшных мук». Те не только добили её, но и бросили в костёр полыхающих стогов. И осталась от этой храброй юной девушки, почти девочки, только одна обгорелая ножка, которую мать её опознала по носку и обувке. Завернув всё, что уцелело от дочери, семья Кондратенко похоронила этот свёрточек-узелочек в родной Ивановке. А, когда матери передали последние слова дочери, та места себе не находила до самого последнего своего вздоха. На деревне так и говорили о ней, жившей на Слободе: «Надо, Улька, раней зари встала, раней зязюльки проснулася да кукуе».

Как очень точно и метко сказала мне Татьяна Петровна Руденок об этом времени: «Тогда было столько слёз на деревне, что и ну!»

И вот мы на гражданском ивановском кладбище. Вместе со мной туда приехали Зинаида Ивановна Пархацкая и Елена Михайловна Калуга. Нашли могилку каждого из убитых в Комарах, только могилку Ивана Лавринка – примерно, постояли около, цветы положили, помолчали да помянули их добрым словом. Поклонились памяти и Капиталины Магинской, которая, бесстрашно обратившись к немецкому офицеру, спасла всех остальных людей. А их уже собирались расстрелять из пулемёта и растереть танком. Видно, что за местами последнего упокоения погибших ухаживают. Только вот тревогу вызвала могила Нины Кондратенко. Чувствуется, что там давно никто не был, родных здесь не осталось. А тут ещё дерево после недавнего сильного ветра, упав, покорёжило и металлический памятник, и ограду, хотя, надо сказать, кладбище чистое и ухоженное. Люди сами ответственно относятся к этому, регулярно выпиливают лишнее. Не сговариваясь, стали все вместе рвать траву и убирать могилку. Подошёл сын Елены Михайловны Калуги Антон. Оценив ситуацию, пообещал исправить её. На следующий день, не откладывая в долгий ящик, их семья убрала дерево, привела в порядок могилу и памятник, насколько это было возможно. Просто молодцы! Так и надо. В этом – наши память и уважение к истории и своего рода, и своей страны.

Дорогие читатели, редакция бережно собирает все воспоминания о той страшной трагедии. Ведь каждое из них дополняет, уточняет передаваемые сведения, рисуя общую картину произошедшего. Телефоны для связи: 8(48346)9-12-42, 9-13-52. Всю информацию для нашего проекта «Живём и помним» просим приносить и присылать по адресу: пгт. Красная Гора, ул. Советская, д.18, а также высылать на электронный адрес редакции: [email protected].

Еще по теме:

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Картина дня
9 мая 2025, 15:48

В брянской Красной Горе прошёл автопробег в честь 80-летия Великой Победы

Автовладельцы и неравнодушные жители Красной Горы присоединились к автопробегу в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Колонна автомобилей, украшенных флагами и символикой Победы, проследовала по заранее разработанному маршруту, напоминая жителям о подвиге советского народа в борьбе с фашизмом.

9 мая 2025, 15:44

Празднование 80-й годовщины Великой Победы в брянской Красной Горе продолжается

После митинга, возложения цветов в сквере Славы празднование 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне переместилось в межпоселенческий культурно-досуговый центр.

9 мая 2025, 15:21

В Красногорском районе Брянщины проходят мероприятия, посвящённые 80-й годовщине Великой Победы

9 Мая – день нашей гордости, мужества, отваги, день нашей памяти. 80-ю годовщину Победы отметили и в Красногорском районе.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in