Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» «Живём и помним»
«Тогда было столько слёз на деревне!»
В номере 38 от 27 сентября газеты «Красногорская жизнь» мы объявили проект «Живём и помним» по установке к 80-летию Великой Победы в п. Комары памятной мемориальной доски. На том месте, где нашли упокоение убитые фашистами мирные люди, наши земляки. Трагедия эта произошла 27 сентября 1943 года на большой церковный праздник – Воздвижения Креста Господня. Подробности её сохранил Виктор Александрович Сивенок, житель деревни Ларневск, по воспоминаниям своей матери Раисы Кондратьевны.
Трагедия, произошедшая 27 сентября 1943 года в Тисленках и Комарах, унесла жизни не только жителей этих посёлков, но и соседней деревни Ивановки. Уроженцы её тоже откликнулись на наш проект, писали тёплые отзывы, уточняли данные. Они и подсказали, к кому можно обратиться за более полной информацией. И первые, кого они назвали, — их землячки Татьяна Петровна Руденок и Зинаида Ивановна Пархацкая. Обе проживают в селе Лотаки: небольшая уютная деревня Ивановка сейчас – лишь точка на карте. После аварии на Чернобыльской АЭС люди стали покидать её.
В доме у Т.П. Руденок на встречу со мной собралось, можно сказать, «ивановское сообщество» Лотаков: сама хозяйка, Зинаида Ивановна Пархацкая, Валентина Тимофеевна Лакизо и Елена Михайловна Калуга, которая ходит сюда почаще: проведать Татьяну Петровну, да и помочь, если надо. Ведь той исполнилось 80 лет. Землячки наперебой стали её хвалить: «Труженица большая она, всю жизнь дояркой проработала в совхозах «Кургановский», «Ларневский», а потом и в «Лотаковском». Четверо деток подняла. Много трудностей испытала, но не озлобилась, а наоборот – сама доброта, до сих пор заботится о близких, особенно – о правнуках. Ко всем – с уважением». А у меня от общения с этими простыми сельскими женщинами остались самые лучшие впечатления: ощущение света и добра. Их открытость, приветливость, желание помочь вызвали в душе такой же ответ.
Самая старшая из них родилась в тот самый памятный, победный для нашей страны год, поэтому они не были непосредственными свидетелями трагедии в Комарах, где погибли их земляки. Но в семьях, среди односельчан рассказы об этом передавались детям и внукам. А память людская – тоже своего рода архив! И пусть какие-то подробности с течением времени могут подзабыться, но главное – воспоминания о жестокой массовой расправе фашистов над мирными жителями пронесены через годы и десятилетия. И наша задача – передать их следующим поколениям. Чтобы знали, чтобы помнили, чтобы понимали суть происходящего в мире сейчас. А особенно осознали, за что стоят насмерть наши ребята – бойцы СВО.
Мы записали эти воспоминания, сделали видео.
Рассказывает Татьяна Петровна Руденок: «Я родилась в деревне Ивановке в 1945 году. Моя тётя Любовь Лаврентьевна Грицан и первая жена моего отца Петра Лаврентьевича Грицана Ирина Ивановна Грицан были расстреляны 27 сентября 1943 года в посёлке Комары, куда они пошли из Ивановки, думая, что там укроются в кустах от отступающих немцев. С ними была моя бабушка Ганна и двое братьев по отцу: Анатолий, 1938 г.р., и Иван, 1940 г.р. Жену отца Ирину фашисты, когда расстреляли, бросили в горящую копну. Она была беременная, на большом сроке, у неё от сильного огня лопнул живот, и вывалился мальчик. Это видела моя бабушка, которую потом прозвали Зязюлькой (прим. автора: кукушкой), потому что она каждое утро, ещё досвету (прим. автора: до рассвета) выходила на улицу и плакала, и звала свою доченьку Любу, что немцы сгубили. Как зязюлька куковала. Когда убивали её невестку и дочь, она пряталась в зарослях, и её не заметили. Баба Ганна сумела подползти и выхватить из огня выпавшего из матери ребёнка – мальчика, но он уже был мёртв. Она его спрятала в кустах, чтобы на утро забрать и похоронить. Но, когда пришла, ребёнка там не было, наверное, волки поживились. А внуки Анатолий и Иван сумели убежать, только старшего ранило в руку. Всех людей: и ивановцев, и комаровцев, которых не успели пострелять, немцы хотели раздавить танком, но Копа (от автора: Капиталина) Магинская бросилась в ноги к офицеру и сказала, что готовила ему в Ивановке. Он её узнал и приказал: «Хальт! На Ивановку», и их под конвоем повели туда. Но, кто по дороге, а уже было темновато, кто в деревне, сумели сбежать».
Рассказывает Зинаида Ивановна Пархацкая: «Я тоже родом из Ивановки. Как вспоминали у нас в семье, в тот день, 27 сентября 1943 года, побежали прятаться в Комары моя тётя Мария Карповна Никитенко, ей тогда было 10 — 12 лет, её мачеха, вторая жена моего деда Карпа Петровна Никитенко, Василиса Ивановна Магинская и пасёстра той (от автора: двоюродная сестра) Ефросинья Павловна Магинская.
Василиса и Ефросинья были убиты на глазах Марии, а она тяжело ранена в лицо и живот. В болевом шоке тётя, придерживая руками вываливающиеся из неё внутренности, истекая кровью, сумела добраться домой. Увидев отца, который спрятал соседей и родню в их большом погребе, а сам выглянул из него, она, закричав: «Мамку убили!», рассказала, как стреляли в сестёр, которые хотели перелезть через изгородь и убежать, но, как подкошенные, рухнули с неё. Девочку тут же перенесли в погреб, не зная, как помочь. Но чудом она всё-таки осталась жива: наутро её спасли военврач и медсёстры наших наступающих частей, зашив живот и обработав раны. А большая отметина на лбу – ямка в виде звезды – до конца её дней осталась как напоминание о том ужасе, через который ей пришлось пройти в годы войны.
Василису и Ефросинью назавтра похоронили в одной могиле в Ивановке. Мой дед Карп, чтобы сделать им гроб, разобрал даже пол в хате: досок-то тогда не найти было.
Был убит в Комарах и наш земляк Иван Лавринок. Увидев его, фашисты закричали, что он еврей. А он просто чернявый был. Так разве ж они будут разбираться!»
Ещё одну шокирующую и трогающую до глубины души историю рассказала Валентина Тимофеевна Лакизо: «У нас в Ивановке была семья учителя начальной школы Николая Ефимовича Кондратенко. Его жена Ульяна потом станет моей крёстной. Люди эти были образованные, степенные, все их уважали. Старшая дочь до войны уже работала учителем в Кургановке или Николаевке, а младшая Нина ещё жила с родителями. Ей было лет 18 – 19. Она тоже пошла прятаться в Комары вместе с односельчанами. Была там убита, а потом сожжена». Далее читайте в газете «Красногорская жизнь».