Жителям брянской Красногорщины о традициях Казанской летней
21 июля православные христиане празднуют день явления Казанской иконы Божией Матери.
Как рассказывают, в этот день святыню абсолютно невредимой нашли на пепелище. Обретена и прославлена она была именно в граде Казани, чем и объясняется название. А с 1612 года стала общерусской почитаемой святыней. История обретения образа датирована 1579-м годом. Тогда в Казани случился страшный пожар. Девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, во сне явилась Дева Мария и велела вырыть из земли её икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища дома, сгоревшего после страшного пожара в городе, извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Событие случилось 8 июля – по старому стилю. По-новому – 21 июля. По преданию, эту икону закопали православные праведники во время татарского владычества
Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с младенцем на её левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген впоследствии второй русский патриарх. На месте явления иконы по указу царя Ивана Грозного был основан женский Богородицкий монастырь. Одними из первых монахинь, принявших здесь постриг, стали Матрона и её мать.
Казанская икона Богородицы – одна из самых почитаемых в России.
В решающие моменты русской истории она не раз оказывала помощь: во время присоединения Сибири Ермаком, польской интервенции, Полтавской битвы, войны 1812 года.
Верующие обращаются к ней с самыми разными проблемами.
Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении от болезней, о защите дома от беды и пожара, об избавлении от вражеских нашествий, о благословении молодожёнов, рождении детей, семейном благополучии, путешественниках. Также к святыне обращаются за помощью в трудные периоды жизни.
Традиции и обряды
В народе имелись следующие названия праздника: летняя Казанская, Прокопий, Прокоп-жнец (жатвенник), Прокопьев день, зажин ржи, зажинки.
В некоторых областях на Казанскую летнюю работать было не принято. Гуляния в честь праздника нередко продолжались два-три дня.
В других районах 21 июля по традиции начиналась жатва. К этому времени обычно созревает рожь. Люди в период уборки урожая трудились до рассвета. Сначала служили молебен святому Прокопию и только после этого отправлялись в поле. Первые колосья ржи старались заткнуть за пояс, чтобы потом не болела спина во время работы. Прерывались от жатвы только после того, как было готово девять связок. Первый сноп считается самым важным. Его хранили в доме в углу в избе у икон (или в сарае) до 14 октября, или праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а потом скармливали животным, чтобы они хорошо перенесли зиму. С Прокопьева дня начинался посев озимых культур и продолжался до 2 августа, или Ильина дня.
Есть и старинные народные приметы, связанные с погодой в этот день. Так, если с утра земля укрыта туманом – будет тепло. Если солнце светит ярко – зимой будет много солнечных дней. Хорошей приметой считалась в этот день дождливая погода.
С большим уважением к земле проходила на Руси страдная пора. У каждого человека в семье были свои обязанности. И каждый знал: «Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».