Литературная страница брянской газеты Красногорская жизнь
Последние романтики футбола
Александр Петрович Арещенко, знакомство с которым у вас, наши читатели, состоялось в прошлом году, кроме стихов, пишет ещё и прозу. Сам по жизни заядлый футболист, в своё время игравший за сборную Красногорского района «Беседь», в 2015 году в соавторстве с Игорем Кочетковым выпустил книгу «Последние романтики футбола». Герои её, бывшие кумирами миллионов: Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Игорь Численко, Фёдор Черенков – действительно, воплощают доблесть и весь позитив отечественного футбола, наш национальный дух, нашу несломленность в любых сложных ситуациях и волю к победе. Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из очерка «Великолепная «10», который повествует о Фёдоре Черенкове.
Елена СЕВРЮК.
(От автора: экземпляр книги есть в редакции, всегда можно прочитать).
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ «10»
В 55 лет умер легендарный футболист московского «Спартака» Фёдор Фёдорович Черенков.
Проститься с ним пришли болельщики разных команд. Присутствовали на похоронах и футболисты московских клубов.
Печаль и скорбь читались на лицах людей.
В атмосфере человеческой теплоты находились все пришедшие проститься, общее горе привело многих людей почтить память своего кумира на церемонии прощания.
Народу прибывало всё больше и больше. Какой-то старичок тихонько рассказывал совсем юным болельщикам: «Я хоронил и Старостиных, и Нетто, но что придётся к Феде прийти, представить такого не мог. Какая нелепая несправедливость».
Ещё больше поразил рассказ человека средних лет с армейским шарфом на шее. Слушателями его были люди такого же возраста, только шарфы на них были спартаковские.
— Я когда зауважал Федю? Играл «Спартак» — «ЦСКА». Ну и был момент: прижали Федю двое наших защитников и так плотно «насели» на него, что, казалось, из таких «клещей» ему не выбраться. А он вдруг на таком вот маленьком клочке поля «накрутил» первого защитника, увернулся от второго, прорвался к воротам и ещё гол-красавец забил. Вот такой великий футболист был наш Федя.
Один мужчина из тех, кто был в людской очереди (на шее у него тоже алел спартаковский шарф), подошёл к армейскому болельщику, рассказавшему свою историю.
Он хотел, видимо, что-то сказать рассказчику, но подкативший к горлу комок слёз не дал ему это сделать.
И тогда он пожал руку до боли родному в данной ситуации болельщику чужой команды. И, наверно, всем, кто слушал армейского болельщика, стало понятно, что пожавший руку человек был благодарен болельщику ЦСКА за последние слова, и даже не за то, что он назвал Фёдора великим, про это все и без него знали.
А вот слово «наш» произнёс рассказчик настолько трогательно и неподдельно, что нельзя было не поверить его искренней любви к Черенкову.
И эта любовь тогда объединяла всех людей в большой очереди.
Талант большого мастера оставил во многих сердцах незабываемый след.
И люди в тот день всё подходили и подходили. Со слезами на глазах и без слёз, с цветами и с болью в сердце.
Их всех ещё объединяла и благодарность великому игроку за его искусство и талант, за его любовь к футболу, за то, что так щедро дарил болельщикам радость большого праздника на футбольном поле.
С первых и до последних дней в московском «Спартаке» Фёдор Черенков играл под десятым номером.
А после его прощального матча была учреждена награда в качестве приза имени Ф. Черенкова «Честная игра». Самому благодарному, авторитетному и честному футболисту сезона, которого определяли болельщики разных клубов, вручался дорогой английский смокинг. И смокинг номер один единодушным решением был присуждён Фёдору Черенкову.
С 12 лет Фёдор тренировался в юношеской школе московского «Спартака».
В этом же возрасте ему посчастливилось сняться в детском фильме «Ни слова о футболе» у известного режиссёра Исаака Магитона.
Интересно, что в этом фильме маленький футболист снимался в футболке с десятым номером.
Одной из главных задач, поставленных режиссёром перед Федей, было забить гол в падении через себя «ножницами». Сам режиссёр думал, что только Пеле был способен на такое. Каково же было его удивление, когда на пробах фильма из-за того, что оператор постоянно «портачил», светловолосый мальчик раз за разом эффектно выполнял этот сложнейший футбольный трюк, казалось, не испытывая, при этом особых затруднений.
И режиссёр уже тогда понял, что этот маленький фокусник со временем превратится в великого футболиста.
У Феди, правда, был свой секрет, который раскрывал успех его удачных ударов «ножницами». Заключался он в том, что тысячи раз повторил этот приём мальчик перед тем, как сняться в картине.
Действие это происходило в белорусском городе Гомеле.
Группу детей, снимавшихся в фильме, поселили прямо в одной из комнат гомельского стадиона. Администрация стадиона разрешила ребятам тренироваться в любое время, когда они захотят.
Какой радостью стала эта новость для Феди!
Ему с первого взгляда понравился чудесный газон футбольного поля. А когда он падал спиной на траву, то она ему казалась очень мягкой и волшебно-шелковистой.
И он каждый день по несколько раз отрабатывал этот приём, оттачивая его до совершенства. Какое же блаженство испытывал мальчик, когда у него всё чудесно получалось?
Это сладкое чувство футбольной удачи на долгие годы сохранил в себе футболист Черенков. И никакое другое счастье не могло заменить ему счастья футбольного.
А когда еще болельщики «обалдевали» от маленького футбольного чуда, когда, захлёбываясь от восторга, выкрикивали его имя, он знал, что живёт только для того, чтобы дарить людям праздник, футбольный праздник.
А чтобы заслужить аплодисменты зрителей, нужно владеть футбольными приёмами в совершенстве, а чтобы владеть ими в совершенстве, нужно сотни и даже тысячи раз оттачивать каждый из них.
Это правило усвоил Черепков ещё в детском возрасте и всегда следовал ему.
Дебютировал в основном составе московского «Спартака» Фёдор в 1978 году. В этом году «Спартак» под руководством Константина Бескова вернулся в высшую лигу. С недоверием посматривали на худенького и невысокого паренька спартаковские болельщики. Ему явно не хватало физической мощи. И куда такому соперничать с атлетически сложенными соперниками? В тот год он сыграет мало за основу: всего семь матчей. Но ровно через год он прочно в ней закрепится, сыграет в составе «Спартака» тридцать один матч, забьёт четыре гола и станет чемпионом страны. Родная команда займёт первое место в чемпионате Советского Союза, одержав двадцать одну победу и всего три раза проиграв.
Один матч в чемпионском году провёл Черенков и за сборную СССР.
Но в том же году произойдёт и существенная перемена в характере Фёдора.
Со школьных времён он слыл настойчивым и «упёртым» мальчиком. Если мальчик был уверен в своей правоте, то переубедить его уже было невозможно.
Фёдор за правду стоял до конца, сломать его было трудно, настолько сильным и цельным характером обладал на тот момент парень.
И вдруг на одном из разборов игр он схлестнулся с Бесковым. Сам Старостин не помнил такого случая, чтобы кто-то мог так отчаянно и настойчиво в споре с Константином Ивановичем отстаивать свою точку зрения.
Бесков в таких случаях просто взглядом удава заставлял замолчать своего оппонента. Не терпел Константин Иванович даже малейших пререканий с ним, а тут какой-то «неоперившийся» юнец что-то пытается доказать умудрённому опытом тренеру.
— Ты должен был отдать в этом моменте пас, — снова стал настаивать на своём побагровевший Бесков.
— Да я сам там спокойно мог пройти, — не соглашался Фёдор.
— Так не прошёл же, — язвительно заявил тренер.
— Но я чувствовал, что мог, — не сдавался футболист.
Спор мог затянуться надолго.
Бесков, конечно, был мудрее и опытнее Черенкова. Тренер в тот момент поборол свой апломб и прекратил спор, сделав вид, что согласился с Черенковым.
Но пройдёт немного времени, и Бесков проведёт воспитательную беседу без свидетелей со своим подопечным.
Что сказал он тогда Фёдору, знали только они одни.
Но какое же волшебное слово знал великий воспитатель, что навсегда избавил Черенкова от привычки что-то упорно доказывать своим тренерам?
После того разговора Фёдор стал более замкнутым, не в меру молчаливым, а взгляд его порой становился испуганно задумчивым, как будто непонятное потрясение с ним произошло.
Футбольный мяч Черенков никогда и ни на что не променял бы. Когда ему становилось плохо, он брал мяч и шёл на поле, там он находился в родной стихии, там он чувствовал свою значимость и обретал уверенность.
Предложи ему на выбор миллион долларов, крутую тачку, шикарную квартиру или сыграть один тайм н чемпионате мира. Можно было бы, н задумываясь, сказать, что Черенков предпочёл бы сорок пять минут счастья на футбольном поле всему перечисленному богатству.
У него было две мечты.
Первая — забить гол бразильцам.
Она с блеском осуществилась ещё в 1980 году на бразильском стадионе «Моракана». Фёдор тогда играл за сборную команду СССР, которую пригласили сыграть с хозяевами товарищеский матч в честь 30-летия со дня открытии стадиона и 10-летия победы сборной Бразилии в IX чемпионате мира.
Сборная СССР с первых минут оказалась под сильным прессингом хозяев. Вскоре бразильцы первыми забили, и, казалось, что счёт в пользу хозяев начнёт увеличиваться быстрыми темпами, ведь они ещё и пенальти не забили.
Но тут здорово сыграла спартаковская тройка. Хидиятуллин выдал классный пас Черенкову, тот переправил мяч на Гаврилова, который в чужой штрафной запутал обманными движениями защитников противника, а затем неожиданно для бразильцев отдал пас пяточкой.
Хозяева, пребывая в паническом состоянии, не смогли укротить мяч, заметавшийся в их штрафной, не смог лучшим образом распорядиться им нападающий сборной Андреев.
И тут, как из засады, выскочил тот игрок, кому и предназначен был пас. Федор Черенков поймал мяч на ногу и вонзил его в угол ворот.
В итоге сборная СССР одержала победу со счётом 2:1, ещё одним забитым голом отметился Андреев.
Бразильская пресса писала потом, что Черенков запомнился в том матче своей пластичной техникой и прекрасным умением отдать пас, в том числе и пяткой. Отметили Фёдора и за большой объём работы, который он проделал за время матча.
Сами бразильцы восхищались техникой Черенкова.
Одним из лучших футбольных качеств спартаковского футболиста считалось умение держать паузу.
Благодаря ей он на миг мог усыпить бдительность противника, а затем проделать такой головокружительный слалом, что у болельщиков дух захватывало. И мяч будто примагничивался к Фёдору.
Вспоминал Романцев после того, как испытал на себе впервые черепковскую одарённость в двухсторонней игре: «Игра началась, понял — парень необычный, с изюминкой. В первый раз он мяч получает и останавливается. Я — на него, думаю, либо дрогнет сейчас, либо поспешит пас отдать. А «Черенок» вдруг с места — рывок, и нет его — ушёл во фланг. Я разозлился — как-никак в сборной уже играл. А тут мальчишка какой-то со своими дворовыми фокусами. Ну и за ним. А мальчишка неожиданно встал как вкопанный и мимо. В следующее мгновение новичок опять включил скорость и, выйдя на свободное место, опасно прострелил. В той же встрече он ещё не раз всех нас удивлял подобными неожиданностями. Я потом понял: всё в игре что-то новое находить у Фёдора в крови. Поэтому и непредсказуем он на поле».
Защитникам соперников спартаковская «десятка» часто показывала разные фокусы с мячом, чем-то напоминавшие манипуляции напёрсточников с шариком.
Вот Фёдор вроде смещается на Фланг, кажется, готовит финт для встречающего его противника, но он вдруг резко меняет направление движения на противоположное. А где же мяч?
А мячик вот он, в ногах у «десятки» «Спартака», лёгким поворотом стопы Фёдор на полной скорости смог остановить мяч, уведя его в сторону от очередного преследователя.
Не каждый соперник мог простить Фёдору подобные художества, порой против него играли очень жёстко и грубо: наносили травмы, сбивали с ног.
— Я был всегда, что называется, в игре, не замечал даже каких-то ударов по ногам. Только когда сбивали, лежишь и думаешь: «Стоп, это уже нарушение правил». Я всегда был беспредельно увлечён игрой, — так реагировал Черенков на те удары, которые получал почти в каждой игре.