БАРС Брянск

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Наш педсовет
21 ноября 2024

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

В процессе работы обнаруживается, что многие дети после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано; не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить их к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

На начальном этапе основное внимание уделяется технике чтения. По мере её совершенствования всё больше места начинает занимать работа с текстом. Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребёнок в плане самоанализа литературного произведения, наиболее оптимальный вариант – тесты. Часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном.

Считаю, что уроки литературного чтения будут скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудиосредства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Продуманные творческо–аналитические задания на уроках позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.

На мой взгляд, важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Автор: Елена Соколова, учитель начальных классов Макаричской ООШ.

Еще по теме:

Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Картина дня
30 июня 2025, 15:28

В брянской Красной Горе прошёл очередной этап ярмарки трудоустройства

В центре занятости населения Красногорского района 27 июня прошёл федеральный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Время России. Время возможностей».

30 июня 2025, 10:20

На брянской Красногорщине прошли выездные концерты

Дружеская атмосфера и музыка под открытым небом

30 июня 2025, 09:37

В Красногорской детской музыкальной школе Брянщины прошёл концерт

«Поэт в России – больше, чем поэт»

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in