Информация для выпускников и их родителей брянской Красногорщины
Успешно написанное итоговое сочинение – допуск к ЕГЭ
Ежегодно российские одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ и может обеспечить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Во многих приемных комиссиях работы оценивают отдельно, выставляются собственные оценки – эти баллы суммируются с баллами за индивидуальные достижения и могут повысить результат абитуриента.
Основной день проведения итогового сочинения – 4 декабря. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. Главная цель этого испытания – проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать своё мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы. Одиннадцатиклассники, не получившие зачёт, повторно выполняют работу в один из двух резервных дней – 5 февраля или 9 апреля 2025 года. Тогда же сочинение пишут и те, кто пропустил основную дату проведения испытаний по уважительной причине – например, из-за болезни. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют право писать как итоговое сочинение, так и изложение, которое при наличии соответствующих медицинских показаний может проводиться в устной форме. Выпускник, получивший незачёт и в резервные дни, будет сдавать ЕГЭ только через год и вместо аттестата получит справку, поэтому готовиться к итоговому сочинению стоит с особым усердием.
Несколько лет назад изменился подход к созданию комплектов тем. Если раньше их публиковали за несколько месяцев до сочинения, то теперь не публикуют вовсе. Темы для участников экзамена накануне испытания берут из закрытого банка ФИПИ, в котором их более двух тысяч. Посмотреть содержание закрытого банка тем ФИПИ нельзя. Но можно изучить содержание трех разделов, в каждом из которых есть еще несколько подразделов с довольно конкретными названиями. На них и стоит ориентироваться при подготовке.
Раздел 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» посвящён вопросам, которые человек сам ставит перед собой. Это ситуации нравственного выбора, побуждающие к рассуждениям о добре и зле, морали и этике, вечном и мгновенном, свободе и ответственности. Раздел 2 «Семья, общество, Отечество в жизни человека» предлагает поразмышлять о семейных и общественных ценностях, о человеке как части общества, семьи, народа, поколения и эпохи. Раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» затрагивает философские, социальные, этические, экологические темы. Они позволяют школьникам порассуждать о роли наук и искусства, феномене таланта, ценности творчества, а также о важности языка и языковой культуры в жизни людей.
Участнику итогового сочинения даётся на выбор шесть тем, по две из каждого раздела закрытого банка. Выбрать нужно только одну, по которой и следует писать сочинение с защитой определённой авторской позиции, подкреплённой аргументацией из литературных произведений, текстов устного народного творчества, публицистики и других материалов, разрешённых ФИПИ. Чтобы получить зачёт за работу, нужно выполнить обязательно два требования: выдержать объём сочинения (не менее 250 слов) и написать его самостоятельно (нельзя списывать фрагменты литературоведческих статей, вставлять по памяти цитаты, превышающие объём вашего собственного текста). Если всё в порядке, дальше идёт проверка по 5 критериям:
— соответствие теме (не стоит писать сочинение без ответа на заявленный вопрос, если за этот критерий поставят «незачёт», проверять работу дальше не будут);
— аргументация и привлечение литературного материала (сочинение считается проваленным, если в тексте будет искажён смысл произведения, к которому отсылает ученик, или литературные аргументы будут вовсе отсутствовать);
— композиция и логика рассуждения (если в работе нет связи между абзацами, а ход мысли неясен, по этому критерию поставят «незачёт»);
— качество письменной речи (при написании работы нужно следить за правильностью письменной речи);
— грамотность (если на каждые 100 слов в тексте больше пяти ошибок разных видов, то можно получить «незачет»).
Для получения оценки «зачёт» необходимо иметь плюс по трём критериям: по первому и второму – в обязательном порядке, а также по одному из трёх других.
Для успешного написания работы нужно хорошо знать программу по литературе за 11 классов, изучить темы прошлых лет и не забывать практиковаться в написании сочинения. Желаем всем ребятам успешно справиться с предстоящим испытанием!