БАРС Брянск

Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» «Живём и помним»

12 октября 2024

«Только бы не было войны!»

Дорогие читатели! В номере 38 от 27 сентября газеты «Красногорская жизнь» мы объявили проект «Живём и помним» по установке к 80-летию Великой Победы в п. Комары памятной мемориальной доски. На том месте, где нашли упокоение убитые фашистами мирные люди, наши земляки. Трагедия эта произошла 27 сентября 1943 года на большой церковный праздник – Воздвижения Креста Господня. Подробности её сохранил В.А. Сивенок, житель д. Ларневск. Радует, что проект получил широкий отклик. Нашлись и люди, которые по воспоминаниям своих родных тоже знают об этой трагедии.

К нам обратилась жительница Дятьковского района С.Н. Цуканова, девичья её фамилия Ерошенко. Она рассказала следующее: «Я уроженка посёлка Комары Красногорского района. Прочитала статью в интернете из газеты «Красногорская жизнь» о братской могиле в Комарах и хочу поделиться своими воспоминаниями о том, что знаю. Мой дедушка похоронен в этой братской могиле. Звали его Алексей Евгеньевич Комар, и Анатолий Комар, четырёхлетний маленький его сын, тоже похоронен в братской могиле. Это трагедия для нашей семьи была очень большая, и все всегда вспоминали и оплакивали маленького Толика, и поэтому моя мама своего сына назвала в честь него, брат её Володя тоже своего сына назвал в честь этого малыша – Толиком, и у сестры их Ани сын – Толик. И в нашей семье и бабушка, и мама, и отец, который у меня прошёл всю войну, закончил её в Берлине и был награждён орденом Красной Звезды за обеспечение бесперебойной связи при взятии этого города, всегда-всегда говорили: «Только бы не было войны!».

Эту историю я слышала с детства от моей бабушки Марии Васильевны Комар и от моей мамы Таисии Алексеевны Ерошенко.

В 1943 году, когда немцы зашли в посёлочек наш Комары, то с подворий собирали съестное. Потом партизаны подложили что-то взрывное под мотоцикл или машину, уже не вспомню точно. Никто из немцев не пострадал, только повредило палец на руке какому-то их начальнику. И немцы стали проводить карательную операцию. Они сгоняли всех людей, жгли дома. Мама моя на тот момент была ещё подростком, ей было 16 лет,невысокая, дробненькая. Спряталась в окопе, яме такой, там и сидела вместе с другими, в том числе и с мамой Виктора Александровича – Раисой. Немцы стали бросать туда гранаты. У мамы осколок в спине так и был всю жизнь, ноги тоже были изрублены осколками от гранаты. А потом маленький её братик четырёхлетний Толик выскочил из окопа, и немцы его застрелили. Маму тоже вели на расстрел тогда. Спасли её, как она сказала, женщины из Ивановки. Немцы, оказывается, там были на постое. И одна женщина кормила их. Когда людей вывели на расстрел, она сказала немцу: «Пан, вы помните, мы же вас кормили. Отпустите». Как мама говорила, он скомандовал: «Хальт. На Ивановку». И это спасло, в дороге она сумела сбежать. У бабушки же на её глазах убили мужа и маленького ребёнка – Толика. Она сидела за огородом, у сожжёной своей усадьбы, а немцы, поставив там танк, плясали, играли на губной гармошке. Бабушка говорила, что они, наверное, её даже видели. Она прямо в кустах сидела, повернувшись к ним спиной, и ей уже было всё равно: расстреляют ли они её или нет. То есть она далеко даже никуда и не убегала. Ещё двое её детей где-то прятались по болотам и кустам. Это мамин брат Володя и сестричка Аня. Аня была ранена, а Володе повезло: спрятался в лесу и остался цел.

Бабушка постоянно рассказывала, что пострадало при фашисткой расправе очень много людей. Я не знаю их фамилий. Бабушка, может, и говорила, но я не помню. И простить фашистам такие зверства, а тем более – забыть! Хорошо, что вы написали об этом и начали свой проект.

При захоронении деду на руку положили маленького сыночка, завернули их и всех остальных людей – всё, что от тех осталось, не сгорело, в какие-то тряпки и похоронили в одну общую братскую могилу. Поставили большой деревянный крест. Мы всегда ходили к этой могиле, когда я маленькая была, но я особо не вникала. Слышала разговоры, что в могиле не только мой дедушка с сыном. Но как-то никогда никого не было из родственников этих людей, а всегда мы ходили туда, как на могилу к дедушке. Как ходят обычно на Радоницу. Застилали могилочку. Когда умерла моя бабушка в возрасте 92-х лет, мама её похоронила около этой братской могилы, получается, рядом с мужем и сыном, и поставила оградочку.

После войны бабушка смогла построить только маленький домик, потому что осталась одна с тремя детьми на руках. А до войны у них с дедушкой был большой дом, была баня, свой колодец, большая пасека. Дедушка пасечником был. И, когда немцы наступали, он закопал кадушку с мёдом в огороде, и бабушка потом её нашла после оккупации. Эта находка стала большим подспорьем, бабушка продавала найденный мёд и на вырученные деньги смогла что-то себе построить и выжить».

С.Н. Ерошенко также рассказала, что на братскую могилу в общей ограде её мама установила новый металлический крест, такой же, как и на могиле матери. В голосе её, интонации, оборотах речи чувствовалась большая любовь к тем местам, где она родилась и выросла, и я попросила рассказать о посёлке Комары. Насколько я могла судить, проходя старой лесной дорогой, места эти отдалённые, лесные и даже таинственные, как в тех старых русских сказах да былинах. Но и сказки бывают с грустью.

С какой же ностальгией по прошлому вспоминала свои Комары Светлана Николаевна! Убедитесь сами, вот этот рассказ-зарисовка с ушедшей натуры:

«Комары – это маленький посёлочек. Насчитывал всего несколько домов. Одну улицу от другой разделяло небольшое болотце, но все его у нас называли комаровское озеро. Там, где был наш дом, первой жила бабушка Ганна Никитенко, второй – бабушка Татьянка Марченко, потом я жила с родителями, следующий – дедушка Кондратенко, дальше – дедушка Кондрат Петрович и Устинья Матвеевна Комар (родители Раисы Кондратьевны Сивенок), семья Смоляк (они потом из-за пожара переехали). Затем озерцо наше комаровское, рядом с ним был один дом, как-то в стороне, тоже там была пасека, жил дедушка Иван Комар с бабушкой Надёжей (Надеждой, но все звали её так), у них пасека была, огород, сад большой. Ещё дома бабушки Сони Комар, Василия Комара с бабой Катей, Анны Афанасьевны Сивенок (мамы Валентины Ивановны Хандожко), Антона и тёти Гали Дюндик. На другой стороне – домик, дедушка такой с хриплым голосом там жил, ходил он с тросточкой, в шляпе, и бабушка Маня, его жена. Последней жила у другого озерца, ближе к кладбищу, тётя Нина Кондратенко. Вот и все комаровцы, которых я помню. Это примерно 1974 – 1979 годы. Вокруг лес, болота, торфяники. К торфяникам всегда было страшновато подходить. А лес – лес чудесный! Грибов было много, поля кругом засевались. И люпин сеяли вокруг Комаров, и рожь, и пшеницу. Очень живописно всё это смотрелось, и лес кругом радовал глаз. Вообще, посёлочек был такой красивый! Когда после восьми классов первый раз попала в Москву, мне там очень понравилось, брат подарков накупил. Но, приехав домой, всем сказала: «В Москве хорошо, а Комары наши – лучше!» А какие люди там были! Далеко ходить не надо. Вот дедушка Кондрат Петрович, например. Он ещё и родственник наш был. Бывало, наловит вьюнов, бабушка Устинья Матвеевна нажарит, и всех угощают. Ох, и вкусно! Мы в детстве любили к ним бегать. Справедливые, добрые люди, даром, что столько лишений и горя в войну испытали. А какой дед Кондрат затейник был, как он умел с детьми обращаться! Только поучиться у него было. То сказку какую расскажет, то историю, внимательно выслушает, поможет, а то и игру придумает. А отец мой Николай Михайлович! Родом он был из ещё меньшего посёлочка – хутора Купреи, что когда-то располагался недалеко от нашего. Кузнец, мастер на все руки. Помню, что мать его всегда просила: «Иди хоть отдохни немного!» Куда там! До школы в Ларневск мне было идти несколько километров. Так он зимой раненько встанет и протопчет мне дорожку до Тисленков. А ещё раньше отведёт до этого посёлка маму: она работала в совхозной столовой в Ларневске и ходила туда к пяти утра. Мама у меня была боевая, в меру строгая, трудяга, каких поискать. Никогда не могла пройти мимо, чтобы не покормить кого-то, угостить от всего сердца.

А бабушкина избушка стояла возле болота, на разделении улиц, чуть ли не в лесу. В этом её маленьком домике подняла она троих своих детей. И потом ещё всю жизнь нас, внуков, помогала растить. Мы очень любили свою бабушку Марию Васильевну. Она прожила долгую жизнь. Была очень доброй. Я её вспоминаю с большой теплотой».

Редакция бережно собирает все воспоминания о той страшной трагедии. Ведь каждое из них дополняет, уточняет передаваемые сведения, рисуя общую картину произошедшего. Телефоны для связи: 8(48346)9-12-42, 9-13-52. Всю информацию для нашего проекта «Живём и помним» просим приносить и присылать по адресу: пгт. Красная Гора, ул. Советская, д.18, а также высылать на электронный адрес редакции: [email protected].

Фото предоставлены Светланой Цукановой (Ерошенко).

Автор: Елена СЕВРЮК, главный редактор.

Еще по теме:

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Картина дня
21 ноября 2024, 11:05

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

21 ноября 2024, 10:01

В работе бухгалтера брянской Красногорщины не обойтись без усердия и внимательности

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники бухгалтерской специальности.

21 ноября 2024, 08:58

Уважаемые бухгалтеры и специалисты бухгалтерского учета Красногорского района Брянщины!

Поздравляем вас с профессиональным праздником – Днем бухгалтера!

20 ноября 2024, 17:40

Красногорская ветслужба Брянщины информирует

Бешенство животных

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in