БАРС Брянск

Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» «80 лет со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Город вечно живых
27 января 2024

Блокада Ленинграда

Ленинград (ныне Санкт-Петербург) – единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать длительное окружение. Кольцо блокады вокруг него сомкнулось 8 сентября 1941 года, длилась она 872 дня – до 27 января 1944 года. Гитлеровские планы не оставляли городу никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта говорилось: «Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

Немецкие войска вели непрерывные бомбардировки и артобстрелы, пытались сломить сопротивление защитников города и овладеть им. Основной проблемой осаждённого города был голод. Хлеб выдавался по карточкам в небольшом количестве: иждивенцы и дети получали только 125 граммов хлеба в день, рабочим полагалось 250 граммов. Питьевой воды и медикаментов не хватало.

В ходе авиационных атак люди лишились электричества и средств связи, общественный транспорт не работал. Медикаментов также не хватало. Число жертв росло с каждым днём блокады. До прорыва блокады в январе 1943 года сообщение с городом поддерживалось только по воздуху или воде (льду) Ладожского озера.

Но даже в таких условиях ленинградцы продолжали трудиться на оборонных предприятиях и воевали в дивизиях народного ополчения. Подростки наравне со взрослыми работали на заводах по 12-14 часов в сутки, чтобы производить боевую технику для фронта. Культурная жизнь города также не прекращалась: дети продолжали ходить в школы и библиотеки, а взрослые посещали театр, художественные выставки и концерты классической музыки.

Дорога жизни

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава – по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тысяч человек, перевезено 1 млн 615 тысяч тонн грузов.

Снятие блокады

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции «Искра». Её цель состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи окружённого города с Большой землей. 18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь с Ленинградом. В тот же день был освобождён город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги. Однако эта связь была ненадёжной – дорогу обстреливали немцы.

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска разгромили Красносельско-Ропшинскую группировку противника. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведённый не в Москве.

К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из трёх миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысяч до одного миллиона ленинградцев. Без крова остались 716 тысяч человек. Всего в 1941-1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуировано 1,7 миллиона человек.

Увекове́чение памяти

Медалью «За оборону Ленинграда» в годы войны было награждено около 1,5 миллиона человек. 486 человек, сражавшихся за освобождение города, получили звание Героя Советского Союза, восемь из них – дважды.

8 мая 1965 года Ленинграду было официально присвоено звание «Город-герой», он был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В 1989 году был учрежден знак «Житель блокадного Ленинграда».

Памяти жертв блокады Ленинграда и погибших участников его обороны посвящены мемориальные ансамбли на Пискарёвском и Серафимском кладбищах Санкт-Петербурга. Зелёный пояс Славы вокруг города призван напомнить о тех местах, где находилось в годы Великой Отечественной войны блокадное кольцо фронта.

Фото из открытых источников.

Автор: Подготовила Елена Ушакова.

Еще по теме:

Февраль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Картина дня
5 февраля 2025, 14:01

Татьяна Михайловна Тарико, директор Летяховской основной общеобразовательной школы Красногорского района Брянщины депутат районного Совета народных депутатов: «Мы гордимся нашими земляками и соотечественниками, которые принимают взвешенное решение и поступают на службу по контракту»

Мы гордимся нашими земляками и соотечественниками, которые принимают взвешенное решение и поступают на службу по контракту для защиты своей Родины от украинских неонацистов. Служить по контракту идут настоящие патриоты, понимающие степень ответственности за свою жизнь, за жизни тех, кого они защищают, служа в Российской армии.

5 февраля 2025, 10:35

В Красногорском районе Брянщины ведёт свою работу социальный координатор фонда «Защитники Отечества»

Фонд «Защитники Отечества» создан 3 апреля 2023 года по указу Президента Владимира Путина. С 1 июня 2023 года открылся филиал и в Брянской области.

4 февраля 2025, 11:04

Жителей брянской Красногорщины информируют о проведении оперативно-профилактического мероприятия «Пешеход»

Пешеходы – самые уязвимые участники дорожного движения. Часто дорожные аварии с их участием заканчиваются трагедией. Каждый пешеход должен помнить о том, что автомобиль является источником повышенной опасности.

4 февраля 2025, 10:58

Самый читающий район Брянщины – Красногорский!

Ежегодно Почта определяет самые читающие районы Брянской области. По итогам 2024 года лидером стал Красногорский район.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in