Брянская Красногорщина стала для него родной

«Это же Батыр!»
Так одним предложением, правда, с восклицательным знаком на конце, сумел охарактеризовать зоотехника СПК «Родина» (д. Макаричи) Батира Магомеда Оглы Шовкетова (на снимке) руководитель этого сельхозпредприятия. Тот наш разговор с Сергеем Михайловичем Курочко состоялся ещё несколько лет назад. Беседовали мы с ним о положении дел на молочно-товарной ферме СПК. Надоях, кормах, работниках. Тогда и прозвучала эта характеристика человека, которому со спокойной душой можно доверить такой сложный участок сельскохозяйственного производства, как животноводство.
Прозвучала и прочно засела у меня в голове, и, когда представился случай, решила поближе познакомиться с тем самым «Батыром», узнать, в чём же его секрет. Да и имя его необычное заинтересовало. Уговорить Батира Магомеда Оглы, в беседе он попросил называть его на русский манер – Батыром Магомедовичем, рассказать о себе было не так-то просто. Чувствовались в нём сдержанность восточного человека и одновременно скромность: «Да зачем такое внимание к моей персоне, работаю, и всё тут. Вы лучше о доярках моих напишите». Потом как-то незаметно оттаял. Начался наш разговор с монитора в его небольшой комнате-кабинете на ферме. «В ходе прошлогодней реконструкции установлены камеры видеонаблюдения за содержанием животных», — поясняет Батыр Магомедович, — как видите, научно-технический прогресс пришёл и в нашу глубинку. Кстати, я когда-то поступал в политех и мог бы сейчас тоже разной техникой заниматься».
Батир Магомед Оглы по национальности турок-месхетинец. Представителей её на Брянщине немного, да и во всей России их только 90 тысяч человек. Народ этот имеет тысячелетнюю историю, часто трагическую. Но люди, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, сумели сохранить свою самобытность, культуру и язык. Турки-месхетинцы – этнические турки, исторически жившие в Месхетии, — области на юго-западе Грузии, граничащей с Турцией. Эту территорию они стали заселять ещё в XI – XII веках. В период сталинской депортации малых народов Кавказа турки-месхетинцы были выселены в Среднюю Азию: Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Их депортировали в три дня – с 15 по 17 ноября 1944 года. Процесс этот был очень болезненный, тяжёлый и морально, и физически: многие не доехали до места назначения. Родители Батира Магомеда Оглы оказались в Узбекистане ещё детьми. Через некоторое время правительство Азербайджанской ССР начало выделять пустующие земли для всех желающих. Так его будущие мать и отец независимо друг от друга оказались в этой советской республике. Туда турки-месхетинцы переехали целой общиной. Вот там то, в Хачмазском районе Азербайджана, в посёлке Ени-Хаяте, что в 17 километрах от границы с Дагестаном, и состоялась судьбоносная встреча Магомеда Шовкетовича и Юлдус Гусейновны, родителей Б.М. Шовкетова. Поженились, в семье родилось пятеро детей. Батир Магомед Оглы – средний. Мама работала фельдшером-акушером, отец – киномехаником, обслуживал местные сёла. Дома держали хозяйство, дети помогали родителям во всём, так что к труду был приучен с детства. Среднюю школу закончил в своём посёлке. В классе были ребята разных национальностей, как и в самом районе. Здесь жили азербайджанцы, лезгины, русские и они, турки-месхетинцы. Никаких трений не возникало. До сих пор с некоторыми школьными друзьями общается по интернету. Жили, как все тогда, много трудились, вместе играли в футбол. Улица на улицу, так много было детей и подростков. Проводился даже чемпионат совхоза, выставлялось шесть команд: Батир играл там за свою школу.
Когда встал вопрос выбора дальнейшего жизненного пути, в дело вмешалась старшая сестра. Она к тому времени уже училась в Курском политехническом институте и перетянула Батира к себе. В итоге в политех он так и не поступил. Но, и тут судьба, иначе не скажешь: познакомился во время экзаменов с девочкой из Брянской области, тоже абитуриенткой. Пришёл к ней попрощаться, а в комнате была приехавшая в тот день её мать. Выслушав парня, она предложила: «А давай к нам, в Трубчевск!» Женщина эта оказалась заведующей зоотехническим отделением Трубчевского совхоза-техникума. И Батир, поддавшись какому-то внутреннему чутью, согласился, даже отдал ей свои документы. Так он стал студентом в совершенно неизвестной ему Брянской области. Быстро освоился, так как приняли его хорошо, группа дружная была. В конце первого курса призвали в армию. Попал в ракетные войска стратегического назначения. Учебка была в Днепропетровской области, а службу проходил уже в Ярославской – в г. Переславле-Залесском. Отслужив, вернулся на учёбу. Группа уже была другая. Но зато там училась, как оказалось, его будущая жена. И имя у неё было самое что ни на есть символичное – Любовь. И вот эта Люба-Любочка-Любовь – стала причиной того, что Батир Магомед Оглы остался у нас на Брянщине, в чём-то даже пойдя наперекор традициям.
После окончания техникума поженились. По распределению молодая семья была направлена в Климовский район, в село Любечане. Батир трудился главным зоотехником, а жена – зоотехником-селекционером по племенному делу. Его родители сначала не знали, что сын женился, но потом слух дошёл, и отец приехал «в разведку», увидел, что семья у них, дочка Карина родилась. Тогда он сказал сыну: «Можешь с женой сколько хочешь ругаться, но ты уже человек семейный. Если бросишь своего ребёнка, никогда тебе этого не прощу». Во все века турки-месхетинцы всегда главной ценностью считали семью, детей, стариков. Этому же учит Батир теперь и своих детей. Там же, в Климовском районе, у них родился второй ребёнок – сын Руслан. Родился на 9 Мая. Мужчина врач-акушер-гинеколог и говорит счастливому отцу: «Вот что, папаша. У нас в районе сегодня родился только один ребёнок – Ваш сын. Нужно имя какое-то громкое ему дать. Всё-таки – День Победы!» «Я подумал-подумал, да и ответил ему: «Пусть будет Руслан. Самолёт у нас в России самый большой и громкий так называется. Куда уж круче», — улыбаясь, рассказывает мне Батыр Магомедович. – А он и не посрамил своего имени – участник СВО с первых дней».
Жена предложила Батиру Магомеду Оглы переехать к ней на родину, в наш Красногорский район. Сама она из п. Заглодье. В 1996 году обосновались они в Красной Горе. Глава семьи стал работать в КДСХП «Батуровское». В 1998 году перешёл зоотехником в совхоз «Красногорский». После того, как совхоз прекратил свою деятельность, с 2010 года работал в д. Селец в КФХ «Вернигор Д.П.». С 2012 по 2016 год – инспектор по заготовке продукции Красногорского сырзавода. А с 17 марта 2017 года – зоотехник СПК «Родина» и одновременно заведующий молочно-товарной фермой.
Вроде бы, кажется, случайно выбрал профессию, но верен ей всю жизнь. Наверное, есть в этом какая-то высшая мудрость. Жизнь сама всё расставила по своим местам. А животных он любил с детства. «Они только сказать не могут, а понимают и чувствуют всё ещё лучше человека», — говорит Батыр Магомедович. – Теории меня научили в техникуме, а практике учусь всё время. И не представляю себя ни в городе, ни в другой профессии. Иногда говорят, что я строгий и требовательный, но это только от любви к животным и для пользы дела. Везде должен быть порядок». Я сама видела, как радовался он при открытии фермы после масштабной реконструкции. Радовался тому, что и коровам лучшие условия созданы, и дояркам, для которых он непререкаемый авторитет и которые отзываются о нём с большим уважением, труд намного облегчили. «Хоть женщинам нашим помощь будет от этого, ручного труда поменьше, тяжести не таскать, всё подвезут», — говорил тогда в нашей беседе.
Брянщина, которая когда-то была для него далёким и неизвестным краем, давно стала родной и любимой, как и те места, где он родился и рос.
Когда спросила, соблюдают ли в их семье национальные традиции, Не задумываясь, ответил: «Конечно, причём все. Вместе отмечаем и христианские, и мусульманские праздники. Детей растили в вере и уважении к обычаям предков, ничего им не навязывая, только своим примером. А что касается традиций моего народа, то заповеди наши близки заповедям русского народа и общечеловеческим ценностям. Ибо в мире, считаю, есть только одна нация – хороший человек, на которую нужно равняться».
Кстати, детям своим Батыр Магомедович передал необычный цвет глаз. Они у него настолько глубокие и тёмные, что кажутся бархатными.
Турки-месхетинцы очень чтут обычаи гостеприимства. Гостям оказывают всемерное внимание и уважение, угощают от души. Самым важным в жизни считается семья, разводиться не принято. Семьи крепкие, дружные, так как налицо полное взаимопонимание. Забота о детях и стариках – на первом плане. Очень важна роль отца, который заботится о всех домочадцах. Не удержалась, спросила Батыра Магомедовича, чему учил его родитель.
«Заповеди его самые обычные, но самые верные», — сказал он. – Уважение к старшим, забота о младших. Физическое наказание к нам, детям, он никогда не применял. Если провинился, так скажет, как припечатает морально, что на всю жизнь память остаётся. А ещё – уважение к труду, к людям труда. Сколько помню своё детство – труд бесконечный. Хозяйство было большое. Я так привык к этому, что и у нас с женой всегда оно тоже было. Сейчас, правда, одни бройлеры да несушки, но совсем без него не можем. Закалка с супругой у нас такая. Её тоже так воспитали в простой русской семье. У моих отца с матерью, хоть они и сельской интеллигенцией считались, было пять коров, бычки. Представляете, сколько нужно травы им, сена? А где заготавливать? Только в виноградниках. Там весь посёлок собирался в это время. Отец, бывало, отвезёт с утра нас, троих старших детей, туда, и полностью день до вечера жнём. До сих пор помню эту траву – суданскую. Так что трудолюбие – у нас в крови, как и уважение к родителям. Надеюсь, такими мы вырастили и своих детей». Их дочь Карина закончила Брянский госуниверситет имени ак. И.Г. Петровского, работает учителем иностранных языков в пригороде Брянска, подарила им внука, чему они безмерно рады. А сын Руслан стал военным. Это была его мечта с детства. Он целенаправленно занимался физподготовкой, до седьмого пота бегал на стадионе, чтобы выдерживать нагрузки в армии. Трудности его не пугали. Поступил в Смоленскую военную академию ПВО и успешно её закончил. С февраля 2022 года – на СВО. Там освоил и другие навыки. Сейчас старший лейтенант Руслан Шовкетов – в десантно-штурмовой бригаде, что требует неимоверного мужества и полной самоотдачи. Семья верит в него и ждёт. На вопрос, какой сын веры, Батир Магомед Оглы ответил прямо и просто: «Пусть хранят его боги наших народов. Два ведь всегда лучше, чем один».