Живите счастливо и любите своих детей – так завещал нам ветеран войны из брянской Красногорщины

Дорогие читатели!
Работая в газете, каких только историй из жизни своих земляков не узнаёшь.
Одни весёлые, другие грустные. А некоторые просто западают в душу. Думаю, многие красногорцы знают рентгенолаборанта районной больницы Светлану Владимировну Лукьяненко. Эта милая улыбчивая женщина однажды рассказала мне о случае из жизни своего деда Николая Яковлевича Подвойского. Умер он в 1972 году, а родился в 1915-м в селе Ширки. В зрелые годы работал сторожем на хлебокомбинате. И вот как-то раз шёл он со смены домой по кладкам, что раньше были вместо пешеходного моста через Беседь. А на лугу – областные то ли соревнования, то ли учения. Увидев мишени, попросил: «Хлопцы, дайте и мне стрельнуть». Те посмеялись: «Куда тебе, дед!». Но потом дали три патрона. И все три при общем изумлении бывший ефрейтор – в десятку! Зауважали! Оказалось, что в активе у этого высокого, под два метра, статного, очень сдержанного и строгого мужчины – три войны: финская, Великая Отечественная и с Японией. А ещё – орден Славы III степени, медали «За отвагу» и «За победу над Германией».
Про войну Н.Я. Подвойский никогда не рассказывал. Начинал плакать. Казалось бы взрослый, серьёзный человек. Что довелось там испытать, знали только они, фронтовики, поэтому так не любил он всяких хвастунов, бездельников, примазывавшихся к подвигам других, что уж говорить о предателях и полицаях. Справедливый, в общем, был человек. Таким, каким и должен быть настоящий мужчина. Сильный духом.
До боли в сердце любил Родину. Часто говорил: «Мы за свою землю погибали. Надо будет, ещё пойдём». В начале войны попал в плен, повели на расстрел. Немец на минуту отвлёкся, и Николай сумел скрыться в саду. А потом в какой-то деревне старушка не побоялась и приютила на ночь. Чудом добрался до своих. Мысль была одна – бить фашистов!
Прошедший тяжёлые испытания, Николай Яковлевич остался удивительно скромным и даже в чём-то стеснительным. После войны должны были вручать ему ещё одну награду. Два раза звали в военкомат – не пошёл. Военком приехал сам. Николай Яковлевич почему-то очень разнервничался. Вынес завязанную в носовой платочек орденскую книжку. Оказалось, что дети разрисовали её танками и самолётами… Военком только улыбнулся: «Будущие защитники растут!»
Как говорит Светлана Владимировна, дедушка учил их радоваться каждому дню, ценить и любить своих родных. Иногда это можно и не успеть. В их семье хранят такую историю. У бабушкиной матери был брат, а у того сын. В юности тот попросил что-то у отца. «Ничего, ещё в жизни успеешь», — отказал отец и не дал. А потом началась война. В 1943 году после освобождения Красногорского района отца и сына забрали на фронт и сразу – под Гомель. Сын там был тяжело ранен и умер на руках у отца, попросив то же самое у него перед смертью…
Нам, их потомкам, важно сохранять эти истории, собранные из обрывков и деталей, которые ещё держатся в нашей памяти. Сберечь всё это для будущих поколений. Чтобы помнили!