История «второго хлеба» в России и на брянской Красногорщине

04 мая 2023

Сегодня трудно представить себе огород жителя Красной Горы, где не выращивался бы картофель. А Губернатор Брянской области Александр Богомаз не случайно назвал Брянск картофельной столицей России.

Ведь область занимает первое место в стране по производству этого продукта, выращивает его на 120 тысяч тонн больше, чем Республика Беларусь. К тому же разнообразные изделия из «картошки» стали поистине национальным блюдом. Мне вспоминаются 70-е годы прошлого века, когда и в брянских, и в новозыбковских столовых студенты предпочитали картофельное пюре всем остальным гарнирам (капусте, рису, макаронам).

Введение картофеля в культуру началось около 14 тысяч лет назад индейцами Южной Америки путем эксплуатации диких зарослей. В Европу (Испанию) картофель был завезен впервые в 1565 году. Затем эта культура распространилась в Италии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Англии, Франции. В России начало выращиванию картофеля положил указ Сената от 1765 года, подписанный Екатериной II. Тогда же из-за границы (из Германии) была впервые завезена партия семенного продукта, разосланная по стране с предложением начать возделывание. Но эта акция не имела никакого практического значения, так как ни помещики, ни государственные, удельные и экономические (до 1764 года монастырские) крестьяне не желали вносить серьезные изменения в сельскохозяйственное производство.

И только когда при Николае I министр государственных имуществ Павел Дмитриевич Киселев начал реформу управления государственными крестьянами (1837 — 1841), о разведении картофеля заговорили всерьез. Министр хотел улучшить жизнь сельского населения, разрабатывал план отмены крепостного права. Он полагал, что выращивание новой культуры позволит избежать голода в неурожайные годы. Но, когда в 1834 году для удельных (принадлежавших императорской семье) крестьян стали рассылаться семена с требованием начать посадку, вспыхнули «картофельные бунты». Такое же движение протеста у государственных крестьян началось в 1840 году и продолжалось пять лет. Киселев даже вводил премии для крестьян, занимавшихся выращиванием картофеля, бесплатно рассылал семена, но ничего не помогало. К примеру, в губерниях Севера, Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья в «картофельных бунтах» участвовало более 500 тысяч человек: больше, чем в восстаниях Разина и Пугачева. Крестьяне уничтожали посевы, избивали чиновников, переизбирали старост и старшин, нападали с оружием на карательные отряды. На подавление восстаний направлялись войска, производились расстрелы, тысячи повстанцев предавались суду, ссылались в Сибирь, сдавались в солдаты.

Почему же было такое неприятие картофеля? Ведь у порядочных помещиков и у зажиточных крестьян «земляные яблоки» выращивались и до картофельного террора, еще при Екатерине II. Но многие помещики не приняли новую культуру: так, княгиня Голицына доказывала, что картофелеводство — это покушение на русскую национальную кухню. Что уж тут говорить о крестьянах? А.И. Герцен в своей книге «Былое и думы» видел главную причину «картофелефобии» в политике российского правительства, которому хотелось, чтобы все делалось «из-под палки». Это и такие меры властей, когда у крестьян отбирали под картофель лучшую землю, облагали различными поборами. А еще создавались картофелехранилища, где семена мерзли, а крестьяне не желали такие семена высаживать. Восстания были также ответом на коррупцию, когда присланные министром Киселевым чиновники за взятки разрешали не выращивать «земляные яблоки». Важной причиной было и малоземелье: ведь крестьянам приходилось для уплаты податей выращивать рожь и разнообразные технические культуры (лен, пеньку, коноплю). Наконец, среди крестьян бытовало мнение, что картофель не является полезным продуктом. Известной была поговорка: «Щи да каша — пища наша». И лишь когда в начале 80-х годов XIX века некоторые помещики стали выписывать из-за границы хорошие сорта «скороспелой» и кормовой картошки, тогда и крестьяне принялись за ее посев. Но и в конце века существовали в России глухие уголки, где народ только искоса поглядывал на засеянную соседним помещиком полоску картофеля.

В нашем крае с 40-х годов XIX века картофель также внедрялся с большим трудом. На это обстоятельство указывал краевед B.C. Талюко. Он называл такую причину, как низкую товарность: картофеля мало покупали на ярмарках’ Наши земляки выращивали рожь, гречку, овес, ячмень, горох, фасоль, репу, редьку, капусту, а также пеньку, лен, коноплю. Особое место в рационе занимала полба — сорт дикой пшеницы, которую трудно было молотить. Не зря же герой известной пушкинской сказки требовал себе на питание «вареную полбу». Ловили рыбу, собирали грибы. Конечно, всего этого было недостаточно: почти каждые десять лет случался голод. Но «картофельных бунтов» в нашем крае не было: благодаря усилиям Киселева и местных чиновников земляки выделяли под посадки картофеля все больше земли, хотя урожайность составляла, говоря современным языком, не более 30 центнеров с гектара.

О картофелеводстве местное земство в 1882 году докладывало: «Сорок лет тому назад картофель садился только в помещичьих садах, по одной или две грядки: за двадцать лет начали его сажать рядами под соху, но весьма густо и маленькими участками на овощных огородах. 15 лет тому назад никто не хотел верить, чтобы картофель на простом поле, по первому удобрению мог успешно родиться. Теперь же кроме посевов в огородах начали показываться небольшие участки между крестьянскими полями, засеянные рядами и перепаханные сохою. Такие участки принадлежали зажиточным крестьянам, которые имели достаточно навоза и рабочего скота. Чем скуднее урожаи и чем больше нужды, тем больше крестьяне стараются сеять картофель, покупая его на семена дорогою ценою, продавая последний клок пеньки». На вопрос, отчего народ в нашей местности не терпит в настоящее время такого голода, как в былые годы, крестьяне отвечали: «С тех пор мы перестали голодовать, как начали заниматься посевом бульбы, при ней хлеба меньше нужно и сыт человек». Роль картофеля в сельском хозяйстве возрастала и в дальнейшем.

Во время новой экономической политики в 20-е годы прошлого века и после проведения коллективизации структура посевов менялась: больше сеяли пшеницы, так как она была главной экспортной культурой. Но площади под картофелем увеличивались. Так, в 1933 году по сравнению с 1913 годом они выросли вдвое. Это объяснялось и повышением его роли в питании, и поступлением значительной части продукции на спиртзаводы. И голод 1933 года в наших краях не имел таких масштабов, как в зерновых районах. К тому же власть уделяла большое внимание картофелеводству. В 1930 был создан научно-исследовательский институт картофельного хозяйства, появились опытные станции в Ельце и Ульяновске, а также образцовые опытно­производственные хозяйства. При правильном использовании удобрений урожайность достигла 179 центнеров с гектара (в среднем по стране 117 центнеров). Высокие урожаи сохранялись даже при длительном выращивании на одном и том же месте. В 1956 году начал издаваться ежемесячный научно-производственный журнал «Картофель» (с 1960 года выходил под названием «Картофель и овощи»), тираж его в 1972 году составил 66 тысяч экземпляров

В картофелеводстве Брянщина конце 50-х годов заняла ведущее место в России, площади под картофелем в области составляли около 200 тысяч гектаров. Заметные успехи были и во многих хозяйствах Красногорского района. Так, в 1968 году в звене Василия Леоновича Дробкова из совхоза «Красногорский» урожайность составила 137 центнеров с гектара. Известным картофелеводом в совхозе «Восход» (д. Селец) был звеньевой механизированного звена тракторист Павел Николаевич Марченко, награжденный за успехи в труде высокими правительственными наградами. О Марченко неоднократно писала наша районная газета. Урожайность картофеля по Красногорскому району в 1976 году составила в среднем 139 центнеров с гектара. Однако в 70-е годы прошлого века площади под картофелем по области стали постепенно сокращаться и составили в 1980 году 170 тысяч гектаров. Ведь каждый по личному опыту знает, что это трудоемкая культура, в то время как сельское население в области за полвека уменьшилось почти на 400 тысяч человек. Однако и в огородах, и на столах наших земляков картофель по-прежнему занимает важное место. А сроки его высаживания, использование техники, внесение удобрений, борьба с колорадским жуком, время уборки и урожайность «второго хлеба» — все это, как и раньше, интересует местных земледельцев. И посевы картофеля в регионе постепенно стали увеличиваться.

Фото с сайта: vsegda-pomnim.com

Автор: Владимир Снытко.

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
1 мая 2024, 09:54

Народный календарь. Приметы

1 мая — Кузьма, Иван Новый

1 мая 2024, 09:00

Уважаемые жители Брянской области! Дорогие земляки!

Поздравляем вас с 1 Мая - Днём Весны и Труда!

1 мая 2024, 09:00

Уважаемые жители Красногорского района Брянщины!

Примите самые тёплые и искренние поздравления с Первомаем - Праздником Весны и Труда!

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in