Эксперименты – путь ознакомления детей с окружающим миром

Малыш – исследователь окружающего мира.
Он открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал», — писал В.А. Сухомлинский. Экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы их жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. С раннего возраста малыши начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают обследовать предметы, отличая их цвет, величину или форму. С возрастом познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с воспитателем дети учатся проводить эксперименты. В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, надо рассматривать их не как развлечения, а как путь ознакомления ребят с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и умения изобретать, создавать творческую личность. Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребёнка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи, предлагаем важные советы. Вот некоторые из них: проводить опыты лучше утром, когда ребёнок полон сил и энергии; важно не только научить, но и заинтересовать его, вызвать желание получать знания и самому делать новые опыты; необходимо объяснить ребёнку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; показывая ему интересный опыт, объясните доступным языком, почему это происходит; не оставляйте без внимания вопросы детей – ищите ответы на них в справочниках, интернете; там, где нет опасности, предоставляйте им больше самостоятельности; главное – радуйтесь детским успехам, хвалите малышей и поощряйте их желание учиться. Только положительные эмоции могут вызвать интерес к новым знаниям. Наиболее интересные опыты и эксперименты с песком, водой, воздухом. Детские годы – самые важные, и как они пройдут, зависит от родителей и от нас воспитателей. Очень важно раскрыть вовремя стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать родителям соответствующие приёмы воспитания. Специально организованная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю – сделать процесс обучения максимально эффективным. Хочется закончить свою статью китайским изречением: «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел, я помню, то, что я сделал, я знаю!»