«Я – СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!»

30 июня 2021

Предыдущие статьи о работниках культуры были посвящены специалистам, приехавшим в Красную Гору по распределению и связавшим с ней свою судьбу.

Исключением является статья к 65-летнему юбилею Александра Андреевича Хандожко, который является ее коренным жителем. Кстати, это была моя первая статья из «портретной галереи» работников культуры.

Настала пора рассказать ещё об одной нашей землячке, которая хоть и родилась не в Красной Горе, а в Морозовке, но все равно она наша, коренная – красногорская!

Дадим слово героине этой публикации, ведь лучше неё о ней никто не расскажет. Итак, информация, как говорится, из первых уст: «Я – счастливый человек – рядом со мной всегда были замечательные люди. Родилась в большой  и  очень дружной семье, да ещё в деревне, а это тоже как одна, но ещё большая семья,  и,  как поётся в одной из  моих любимых песен, – «От людей на деревне не спрятаться,  нет секретов в деревне у нас…»

И, действительно, мы знали друг о друге всё. Хорошее либо плохое,  сделанное кем-то, тут же разлеталось по всей округе. Мне кажется, по этой причине люди в нашей деревне Морозовке были  добрыми, дружными, отзывчивыми,  готовыми, при необходимости, прийти на помощь  в любое время.

Маму нашу Евгению Никитичну жизнь не баловала. Когда 21 января 1945 года на войне погиб её муж Семён Афанасьевич, ему было всего 35 лет (Как у поэта: «Всё дальше от войны уходим, но в памяти она всегда…»). Дату смерти мы всегда помнили  и помним.  Мама рассказывала, что, получив похоронную, думала: «Жизнь остановилась». Но, оказывается, не остановилась, а  должна была продолжаться, так как осталось пятеро детей.

Ну, а рождение меня и моей сестры – это уже другая история. Наш отец Григорий Степанович на то время был вдовцом,  работал мельником… Это и помогло маме справиться со всеми бедами и трудностями, свалившимися на её плечи, вырастить детей и дать всем образование.

Мама была добрейшим человеком. Я никогда не помню, чтобы она нас за что-то ругала. Все вопросы, в основном связанные с учёбой, решались спокойно. Хотя и проблем-то с учёбой ни у кого из нас не было.

Раньше в деревне телевизоров не было, поэтому  все ходили  друг к другу в гости просто пообщаться или рассказать  услышанную новость.  Вечером, после трудового дня, принарядившись, все спешили в сельский клуб, где каждый вечер демонстрировались кинофильмы, а после были танцы. К праздникам готовились детские утренники и концерты художественной самодеятельности со взрослыми, на которые собирались всей деревней.

Я принимала самое активное участие и в жизни школы, и  в работе сельского клуба.   С концертами мы часто выезжали в близлежащие сёла и деревни. Летом ездили на машине, а зимой — на  лошадях, запряжённых в сани. Красоту  зимней звездной ночи передать невозможно, её надо увидеть, чтобы потом запомнить на всю жизнь.  В то время заведующей клубом работала  молодая,  увлеченная своей работой  Раиса Семёновна Мороз, а аккомпанировал  на баяне или аккордеоне красавец Владимир Петрович Мороз. (Артистичная чета Мороз в Морозовке – это очень символично – Л.П.). Ну как можно было не полюбить таких замечательных людей и  не влюбиться  в такую интересную работу?!

Поэтому с самого раннего возраста выбор профессии был для меня предопределён.  Легко поступив в Брянское культпросветучилище и успешно закончив в 1970 году  режиссёрское отделение, я была направлена  на работу  в Красногорский районный  Дом культуры. Приняли меня  тепло, безо всяких проверок и нравоучений. Заведующей отделом культуры в то время была Евгения Михайловна Сенькова – вникающий в жизнь учреждений культуры  района,  ответственный, требовательный  и внимательный руководитель.  Она  сама всё делала  с интересом и красиво и от нас требовала того же. И мы старались.

Инспектором отдела культуры работала  Надежда Алексеевна Сиганова.  Это прекрасный, порядочный, чистоплотный во всех отношениях человек. С неё мы брали пример во всём.  Она умела слушать и слышать. В работе не только помогала, но  и принимала самое активное участие. Директором Дома культуры работала Лидия Терентьевна Плотникова.   Но все мы  называли  её  тепло, по-домашнему — Терентьевна.

Л.Я. Подвойский: «Раиса Григорьевна, прошу извинить, но Ваши теплые слова о Лидии Терентьевне я оставлю для будущей статьи».

В первый же мой рабочий день, а это было в январе, подробно  рассказав о работе учреждения, она предложила  составить планы  работы — на месяц, квартальный и годовой. И всё завертелось, закружилось, словно в свадебном вальсе: концерты, тематические вечера,  диспуты, смотры, новогодние праздники, проводы  зимы, всевозможные конкурсы… Руководителем хора была Надежда  Ивановна Мельникова, специалист своего дела. Под её руководством  хору было присвоено  звание народного. Танцы вёл Василий Агеевич Толстяков. О нём в газете уже была статья.

Я работала руководителем драматического коллектива. Одним из лучших моих партнеров на сцене был Александр Андреевич Хандожко. Вот одна из эстрадных миниатюр, сыгранная нами (на снимке).

 А.А. Хандожко: «С Раисой Григорьевной, с Раей мы сыграли много интермедий и спектаклей. К сожалению, не могу вспомнить название этой. Работать с Раей было достаточно легко. Во-первых, потому, что у нас была одна «альма-матер» — (лат. alma mater букв. кормящая мать) — Брянское культурно-просветительное училище. Это всегда для начала знакомства сближает. Во-вторых, с ней интересно было работать и находить общий язык. Мы довольно быстро понимали друг друга (у нас с ней специализация, можно сказать, сильно родственная – я по диплому режиссер культурно-массовых мероприятий). Хорошо помню, как Рая обычно начинала подготовку спектакля: сначала читка текста, затем предварительное распределение ролей, потом более тщательный разбор кандидатов на роль, а после этого обсуждение и утверждение. Как видим, схема простая, но без неё никак. В итоге — практически всегда было точное попадание кандидата в роль. В-третьих – и это главное – Рая по натуре человек очень общительный, контактный, незлобивый, я бы подчеркнул! Конечно, были споры, дискуссии, но исключительно в творческом плане. На личности никогда не переходили. Мы всегда умели слушать и слышать друг друга! Это важно всегда, а  в творческой работе  — особенно!»

В то время культурно-просветительная работа в Красногорском районе чем-то напоминала популярную телепередачу тех лет «Алло, мы ищем таланты!» Лозунг «Нести культуру в массы» местные культработники наполнили двойным смыслом – не только знакомить земляков с достижениями культуры, но и самих их приобщать к самодеятельному творчеству.

Стало традицией готовить к торжественным датам концерты силами трудовых коллективов, бюджетных  организаций, промышленных и сельскохозяйственных предприятий района: школ и детских садов, отдела внутренних дел, райпотребсоюза,  «Сельхозтехники», сырзавода, ПМК, совхоза «Красногорский», КБО. И надо отметить, что в каждой из этих организаций было много прекрасных  солистов, замечательных  танцоров, талантливых актёров. С огромным успехом  прошли спектакли «Юбилей» Чехова,   подготовленный с  работниками ПМК-47,  «Волчица»  (с работниками райпотребсоюза),  «Свадебный подарок», «Отважное сердце» и другие. Много готовилось сценок, интермедий.

Большое внимание в то время уделялось  работе с детьми. Очень популярным  и любимым был детский клуб по интересам «Весёлый самовар», где ребята  могли себя проявить во всём.

Л.Я. Подвойский: «Я очень хорошо помню, как мы с Раисой Григорьевной, Раей, однажды готовили утренник для детей. Аппаратура была по тем временам очень простая. В нашем распоряжении был какой-то магнитофон, на котором мы, можно сказать, в поте лица записывали и голоса сказочных героев, и шум леса, и голоса животных. Приходилось говорить и басом, и фальцетом. Несколько дней с утра приходили в Дом культуры и записывали, записывали несчетное количество дублей, добиваясь желаемого звучания. Работать было и сложно, и весело. А главное, что в итоге утренник получился, и дети были довольны. Как вспоминает Раиса Григорьевна, водитель отдела культуры Василий Иванович Гарбуз (известный по ласковому прозвищу «Ёк-макарёк»), посмотрев, с каким настроением дети общаются на сцене, пьют чай, смеются, сказал в наш адрес: «Какое счастливое детство вы им дарите своей работой!». Лучшей оценки нашей деятельности трудно представить!»

Довелось мне руководить и пользовавшейся большой популярностью агитбригадой  «В путь». Её яркие,   злободневные выступления на полях, на фермах,  тракторных станах прославляли  замечательных тружеников  сельского хозяйства,  несли людям заряд бодрости. Красногорская агитбригада, кстати, была известна и далеко за пределами района. Она была удостоена множества наград, в том числе  дипломов  лауреата областных, республиканских и Всесоюзных смотров-конкурсов и фестивалей самодеятельного  художественного творчества.…  С программой «Красногорская кадриль» выступали в областном драмтеатре и на брянском телевидении».

Л.Я. Подвойский: «Не один раз играли вместе с Раей в интермедиях. Запомнилась одна из них — очень простая, но веселая. По сюжету это была зарисовка из семейной жизни. Рая Сивакова и Леня Моргач играли мужа и жену, а я слесаря. (Позволю пошутить над собой: Леня Подвойский – слесарь, уже смешно!).

Жена вызвала слесаря в отсутствие мужа сделать ремонт. Вдруг неожиданно муж возвращается, и слесарю пришлось прятаться под стол. Муж увидел и заорал: «Мужчина в доме! Я этого не потерплю!» и стал вытаскивать слесаря из-под стола. И делал это так энергично, что со стола упал графин с водой и разбился. Это было не по сценарию, но так удачно получилось, что зрители и даже коллеги за кулисами подумали, что так и надо было! А слесарь испуганно и робко так лепетал в оправдание: «Это не то, что вы подумали. Я – не мужчина, я – слесарь!». Друзья-коллеги потом долго надо мной подтрунивали. Да, а Рая и Леня в итоге, как известно, «доигрались» до настоящей семейной жизни. Чему мы с Надей Сигановой были самыми настоящими свидетелями, чем гордимся до сих пор!

Как порой складывается судьба. Я был свидетелем на свадьбе у Раи и Лени. Через некоторое время Раиса Григорьевна регистрировала и мой брак».

Семь лет работы в ДК пролетели, как один день. В 1977 году я была переведена в райисполком заведующей отделом ЗАГСа. Работа была интересной. В те годы большое внимание уделялось  торжественной регистрации браков и новорожденных.  Эти торжества проходили в основном в Доме культуры и готовились к ним особенно. Молодожёны принимали поздравления и ценные подарки от руководителей тех организаций, где на тот момент работали. Для поздравления приглашались  также ветераны труда, депутаты райсовета, секретари  райкома  комсомола   и другие уважаемые люди района.

Отработав около 12 лет, я  перешла работать директором  Дома пионеров (в 90-е годы был переименован в Дом детского и юношеского творчества). Ну, а работа с детьми — это же одно удовольствие. И мы старались сделать всё, чтобы в свободное от занятий время  ребята могли    провести  его с пользой и отдохнуть. Работали всевозможные кружки, готовились концерты художественной самодеятельности, проводились мероприятия  с участием родителей. Очень нравились детям вечера отдыха и развлечений с танцами, играми, конкурсами. Были поставлены спектакли «Кошкин дом», «Василиса Прекрасная», отрывки из «12 месяцев»…

Привлекало ребят многое: и кукольный театр, и  пионерская агитбригада, и  живой уголок, и  кружок мягкой игрушки… С последним, кстати, связан интересный  казус: жюри одного из довольно высоких конкурсов, на который красногорские ребята представили свои игрушки, усомнилось, что это – творческие ребячьи поделки, а не фабричная продукция – настолько профессионально всё выглядело…   Пришлось одну из игрушек расшить и показать, что она сшита руками, а не на машинке, поскольку   имеющаяся швейная  машинка такой толстый материал не могла прострочить.

Пользовались успехом и спортивные соревнования, которые проводились не только на базе Дома пионеров, но и  с выездом: неоднократно выезжали в сельские школы района, наносили визиты в соседнюю Белоруссию — в Краснополье.  С ответным визитом  они приезжали в Красную Гору.

Проводилась работа и с трудными подростками. Частым гостем у нас была Елена Ивановна Подвойская. Работая в отделе милиции инспектором по делам несовершеннолетних, она старалась таких детей вовлечь в какую-то интересную и полезную работу. Эти ребята с удовольствием записывались в отряд ЮДМ (Юный друг милиции), где вместе с Еленой Ивановной  вечерами дежурили в посёлке, следя за порядком. Такая практика дисциплинировала и самих трудных подростков.

Работать в Доме детского творчества было интересно и легко: коллектив был  дружный и творческий, исполнительный и ответственный — от педагогов дополнительного образования до технических работников.  О каждом из них   хочется  говорить и говорить только хорошее. Методист А.М.  Степанченко, педагоги  С.В. Белокаменец, Л.О. Гордиенко, Н.В. Елаго, Г.А. Зарюто, О.М. Поподько, В.В. Левончук, Т.П. Точило, Л.М Черепок… Осуществляли контроль всей нашей работы и оказывали необходимую помощь замечательные методисты РОО Е.М. Синютина, Е.И. Струговец, Н.С. Поленок, В.А. Гасан, во главе с заведующей методическим кабинетом,  Е.П. Севрюк. Я с благодарностью вспоминаю всех тех,  с кем посчастливилось жить и работать в Красной Горе».

О Раисе Григорьевне также с благодарностью и теплотой вспоминают друзья-коллеги.

Н.А. Пузырева (Сиганова): «С Раей, Раисой Григорьевной мы были не просто коллегами, но и близко дружили. Не зря же я была свидетельницей на их свадьбе с Леонидом Васильевичем! Мы с ней даже вместе жили в одной комнате в общежитии. Поэтому была возможность оценить не только ее профессиональные качества, но и личностные. С профессиональной точки зрения она была знающим специалистом, хорошим организатором, с отличной творческой жилкой, с выдумкой. Будучи руководителем драмколлектива, она и пьесы хорошие старалась подобрать, и роли удачно распределить. И это у неё получалось. По характеру Рая была спокойная, выдержанная, хотя иногда могла и эмоции проявить. Важно, что она к тому же была очень коммуникабельна, дружелюбна, с хорошим чувством юмора. На опыте длительной работы в сфере культуры я убедилась, что человеку именно с этими качествами в этой сфере работать и легче, и продуктивнее. Да и коллегам с таким человеком комфортнее работать и общаться. Вспоминаю свою подругу с радостью и легкой грустью – как много лет прошло с тех пор, и как давно мы не виделись…»

М.В. Запецкая: «С Раисой Григорьевной я больше общалась в профессиональном плане. Хорошо помню, как они с Леонидом Васильевичем умели весело и заинтересованно настроить публику в промежутке между номерами. Я работала в музыкальной школе и принимала участие в концертах к праздникам, в агитбригаде. Поэтому личностного общения вне работы с ней было не очень много. Вообще, у нас тогда были очень хорошие дружеские взаимоотношения в коллективе в целом: не было зависти, сплетен, недоброжелательности. Да, вспомнила вот о чём. У Раи была особенная, грациозная походка – отставив правую руку, она так ровненько шла, что мы шутили, любуясь: если ей на голову поставить стакан с водой, то она пройдет так, что даже не только стакан не упадёт, но и вода не выплеснется!»

И в заключение три ремарки к сказанному:

По скромности своей Раиса Григорьевна на мой вопрос об имеющихся поощрениях и наградах, смеясь (замечу: редко, кто так заразительно может смеяться!), ответила: «Грамот и дипломов разного уровня за работу и в Доме культуры, и в районном отделении ЗАГС, и в Доме пионеров, переименованном в Дом детского и юношеского творчества, столько, что я их давно перестала считать. Поэтому не могу сказать, сколько их. Но все они спокойно лежат где-то в укромном месте».

Относительно признания, что она считает себя счастливым человеком, Раиса Григорьевна философски заметила: «От этих слов не отказываюсь, но это вовсе не означает, что у меня в жизни не было и нет проблем. Так не бывает, жизнь не может быть абсолютно беспроблемной. Но есть проблемы неразрешимые в принципе или трудноразрешимые, а есть такие, которые иногда даже интересно решать, чтобы человек мог понять, чего он стоит в этой жизни. Большинство моих проблем из второй категории. А вообще-то я, по большому счету, действительно счастлива. Счастлива своей работой в разных ипостасях, счастлива общением с хорошими людьми, счастлива в браке с Леонидом Васильевичем (через несколько лет отметим золотую свадьбу), счастлива, что есть дети и внуки.

От Раисы Григорьевны мне пришло фото с таким дополнением: «Да, забыла написать — наша Александра (внученька) не только отличница, но и барабанщица.  Они выступают на всех праздниках города, и мы, как в  молодости, с  удовольствием   посещаем все эти мероприятия. Это не для газеты, а просто так —  наша смена».

Л.Я. Подвойский: «Решительно не согласен! Как раз это – для газеты! Ведь это – наше продолжение».

Не скрою: мне очень приятно было в молодости общаться с Раей, а сейчас приятно писать о хорошем счастливом человеке – Раисе Григорьевна Моргач!

Автор: Леонид Подвойский, кфн, доцент кафедры философии АГУ.

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
13 мая 2024, 11:59

В брянской Красной Горе прошло мероприятие под названием «Позывной – «ПОБЕДА!»

Устный журнал с таким названием организовали для учащихся Красногорской СОШ №2 библиотекари центральной районной библиотеки.

13 мая 2024, 11:54

Красногорская ветслужба Брянщины информирует

Африканская чума свиней

13 мая 2024, 10:53

Жителям брянской Красногорщины о сроках навигации

ГИМС МЧС России по Брянской области напоминает владельцам маломерных судов о сроках навигации на водоёмах области:

12 мая 2024, 11:52

В преддверии 9 Мая активисты красногорского «Движения первых» Брянщины поздравили бывшую малолетнюю узницу

Поздравления и слова благодарности тем, кто сделал возможной нашу жизнь в нынешнем времени

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in