Давно это было, но снится и ныне
В один из июльских дней мы побывали в д. Ларневск, где познакомились с 90-летней Р. К. Сивенок. Раиса Кондратьевна, в девичестве Комар, по паспортным данным родилась 1 июля, фактически же её день рождения 8 марта.
Она уроженка п. Комары Морозовского сельского Совета.
Эта женщина, которая в своей жизни, как говорится, и мухи не обидела, живёт под одной крышей с семьёй сына Виктора. До пенсии Виктор Александрович был и водителем, и управляющим отделения «Морозовка». Её дочери, к большому сожалению, в прошлом году не стало. Лариса жила в Воркуте, всю жизнь проработала в «Скорой помощи», её труд был отмечен и министерской наградой. Их мать, по характеру добрая, спокойная, отзывчивая, у которой общий трудовой стаж 40 лет, трудилась и в полеводстве разнорабочей, и в животноводстве дояркой. О своей невестке, Елене Леонидовне, Раиса Кондратьевна говорит с любовью: «Моя Ленка…» Есть у Р.К. Сивенок и четыре внука, и четыре правнука – и там, и там поровну мальчиков и девочек.
Их бабушка и прабабушка радуется, что они не знают, что такое война, недоедание – недосыпание, страх, какой пришлось пережить в 1943-м ей, 15-летней девчушке. В её теле до сих пор осколки от гранаты, в её сердце до сих пор боль от пережитого ужаса, в её памяти до сих пор события одного дня немецкого отступления…
… Немцы отступали через Ивановку, Осиновку, Каменку. В Комары зашли каратели. Местное население сидело по своим домам. Когда узнали о карательном отряде, поспешили спрятаться в зигзагообразный «блиндаж», куда заранее снесли и кое-что из съестного. И надо же было такому случиться – одна женщина замешкалась, и каратели увидели, куда она спряталась. Бросили туда гранату, вторую, третью. В числе многих пострадавших была и Рая, у неё были посечены ноги и вся левая сторона. Спрятавшимся пришлось выходить из укрытия наружу.
Как далее прозвучало из жуткого рассказа Раисы Кондратьевны, очевидца тех событий, и её сына, в тот день каратели в упор, в лоб, застрелили ивановскую учительницу, которая также пряталась в «блиндаже» и что-то сказала им на немецком языке, с третьей попытки из пистолета сразили насмерть убегавшего огородами пятилетнего мальчика. Всех мужиков, которые до этого попались фашистам-карателям на глаза, они покололи штыками, возле п. Тисленки побили скот. Убитую учительницу, как и других жертв, бросили в горевшее сено. Посёлок Комары спалили полностью.
Что случилось бы с согнанными в кучу людьми, где была и мама Раи, догадаться нетрудно. Наверное, на их счастье, подъехала машина с немцем, стоявшим на постое у находившейся там женщины из Ивановки.
– Пан, пан, – обратилась она к нему, – мы же простые ивановские жители…
– Ком на Ивановку, – после этих слов важного немца люди бросились врассыпную, а там всюду рвы , кусты – было куда спрятаться… На следующий день через Комары шли наши части – санитарки перевязали Райке раны.
…Муж Раисы Кондратьевны Александр Сергеевич в 17 лет пошёл в партизаны, в отряд Фёдорова, после освобождения одного из белорусских районов – на фронт, где он был связистом. С войны вернулся без левой руки. В мирное время работал секретарём Лотаковского сельсовета.
Как горькое напоминание о тех событиях, о том дне – братская могила в п. Комары и рядом другая могилка, где вместе похоронены тот мальчик и его отец, погибшие в один день.
Отец же Раисы Кондратьевны (у которой от природы по материнской линии сильный голос – мать была певчей в церкви, в с. Лотаки – и которая исполнила нам свою любимую песню «Оренбургский пуховый платок»), Кондрат Петрович, прошедший и финскую войну, дошёл до Берлина. Но это уже другая история…