Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» «Как это было»
Всё дальше уходят от нас события военного и послевоенного времени. И тем ценнее воспоминания тех, кто был свидетелем их. Мы видим, что за ними стоит большая история. Сегодня знакомим вас, дорогие читатели, с воспоминаниями жительницы пгт. Красная Гора Елены Ивановны Подвойской.
Их судьбы затронула война
Есть у нас в Красногорском районе, как и везде в стране, категория людей, которых становится всё меньше и меньше. Это участники войны, женщины и дети, судьбы которых затронула война. Когда произносишь эти слова, – сердце сжимается. Потому что знаешь, что за этим стоят лишения, голод, страх и безысходность, безотцовщина, сиротство, очень тяжёлое время. Детство без детства – такими были военные годы для детей. Как выживали взрослые и дети тех времён? Об этом сейчас свидетельствуют лишь старожилы, и таких становится единицы. Память их сердец может восстановить и закрепить связь между прошлыми тяжёлыми временами и нынешними днями. Хочется поделиться и своими воспоминаниями. Они касаются улицы Октябрьской Красной Горы. Там жили обычные люди-труженики. Мужчины ушли на войну, и многие не вернулись. Вдовство, горе матерей, сиротство детей… Как мне известно, на этой улице жили в основном Марьи. По-уличному это – Марья Иванчикова, Марья Уношевка, Марья Демидка, Марья Котерка, Марьюха. А ещё жили там Татьяна Романова, Настя Капитонова, Татьяна Суприкова, Феня Монанова, Красниха. Почти все они были вдовы: мужья погибли на фронте. День этих женщин начинался с труда. Вставали до петухов, готовили скудную пищу и уходили на работу в колхоз. До поздней зари выполняли написанный бригадиром наряд. Много чего приходилось делать: и сеять, и пахать. Летом жали серпами зерновые, лён. Для заготовки сена косили, сушили и складывали в копны траву. Мало в колхозе, так ещё каждая хозяйка старалась держать корову, и на неё кормилицу работали, а иначе не проживёшь. Матери уходили на работу, а подросткам-детям были задания по дому. Так, летом, например, полоть грядки, нарвать травы для скота, поухаживать за живностью, подоить корову в стаде, сходить за щавелем, поддерживать в доме порядок, а то и постирать. Было и такое, как поиск гнилой картошки на старых пашнях. Её использовали в пищу после переработки: пекли из гнилушек и муки коржи и другое. Вот так и выживали.
Пацаны лет 12 – 13 пригоняли с поля лошадок-кляч для работающих на лошадях женщин и сопровождали их в поездках в Клинцы, Новозыбков. Туда возили заготовку зерна для фронта.
Как и во всякие периоды жизни, тогда происходили тяжёлые и тревожные случаи, переживания. Среди них помнится случай с Тоней Романовой. Повезла она заготовку в Клинцы, было очень холодно. Сопровождал её подросток Кадик Рыков. Подъезжая к Клинцам, Кадик заметил, что тётка молчит. Он увидел по дороге какой-то гараж. Спрыгнул с повозки, вскочил туда и закричал: «Тётка померла». Работники вышли, затащили женщину поближе к топившейся «буржуйке» и еле-еле смогли её отогреть.
А вот ещё случай, и опять с ней же. Как-то соседки – Тоня Романова и Красниха договорились взять немного соломы колхозной для своих тощих коров. Пришли к скирдам, навязали по ношке, а назад пошли в темноте в другую сторону и заблудились. По дороге Тоня Романова угодила в криницу. Села с ношкой прямо на самое дно, да так, что выбраться было почти невозможно. Но с горем пополам всё-таки выкарабкалась. Дошли женщины домой к утру. Романову ожидали малолетние дети, которые закрывали в доме дверь на крючок, подставив табурет. Когда услышали стук, то стали спрашивать: «Кто пришёл?», а, узнав голос матери, открыли. Соседка Красниха сказала тогда Татьяне, что если бы та не выбралась, то они бы и не сказали об этом никому.
Те или иные трудности и испытания случались со многими женщинами той порой. Но они старались помогать друг другу. Бывало, если кто-то заболел, – несли ему всё, что могли, для выздоровления.
Многих женщин, детей войны уже нет. А оставшиеся в живых заслуживают заботы, уважения и внимания, ведь своим трудом они приближали победу, а также отдавали силы на то, чтобы страна строилась и развивалась после войны.
Елена ПОДВОЙСКАЯ.