О партизанском движении в Красногорском районе Брянщины
Не давали покоя врагу ни днём ни ночью
В Брянской области, как и во всей стране, 29 июня отмечается важная памятная дата – День партизан и подпольщиков. С инициативой о введении её в России выступили законодатели нашего региона. В годы Великой Отечественной войны именно Брянщина стала одним из центров партизанского движения. Самоотверженная борьба народных мстителей на оккупированных гитлеровцами территориях золотой страницей вписана в летопись Великой Отечественной, историю брянского края. Долгожданный день Великой Победы мужественно приближали 139 брянских партизанских отрядов, объединенных в 27 бригад, насчитывающих более 60 тысяч бойцов и командиров. На Брянщине ведётся большая работа по сохранению памяти о событиях той поры: благоустраиваются мемориальные комплексы и места воинских захоронений, издаются сборники, воспоминания партизан и подпольщиков, проводятся краеведческие конференции. Партизанское прошлое нашло свое отражение в гербе и гимне Брянской области.
День 29 июня выбран не случайно. Именно тогда в 1941 году была издана директива о необходимости формирования партизанских отрядов в тылу врага «для создания невыносимых условий для вражеской армии, уничтожения боевого оборудования и срывания планов противника».
В связи с тем, что на территории Красногорского района партизанские отряды не базировались, многие красногорцы уходили к народным мстителям в соседнюю Белоруссию, в клетнянские леса.
Нашли дорогу к партизанам жители Колюдов Федор Козлов, Андрей Руденок, Петр Козлов, Николай Водяго, Яков Синицын, красногорцы Степан Дробков, братья Иван и Пётр Дробковы, Николай Кожемяко, Илья Кацук, фошняне Евгений Горбачев, отец и сын Иван и Николай Маркеловы и другие жители района. Подпольную работу в Красной Горе вела бывший второй секретарь райкома комсомола Ольга Удовенко, позже расстрелянная фашистами.
50 человек насчитывал партизанский отряд, организованный председателем колюдовского колхоза «Красная Деревна» Дегтяревым. Уже в ноябре 1941 года оперативно-разведовательная сводка штаба 13-й армии Брянского фронта, сообщая о партизанских действиях на красногорской земле, отмечала успешную операцию этого отряда. В результате налета на гитлеровцев партизаны отряда Дегтярева захватили три немецких автомашины. Водители и охрана из десяти человек были уничтожены.
В мае 1942 года группа партизан из отряда устроила налет на фашистов в селе Летяхи, одновременно расправившись с местным бургомистром. Тогда же в отряд влились сельские активисты А. Малявко, И. Лакизо, Я. Котенок, Е. Карпенок, В. Малявко.
Весной того же года партизаны отряда имени Чапаева разгромили полицейский стан в деревне Фошное. Среди участников этой операции были и местные жители – колхозник Иван Маркелов с сыном Николаем.
Наиболее значительная операция партизан на территории района была проведена в селе Заборье. Здесь собралось немало фашистских прихвостней. Полицаями стана командовали немцы из фельджандармерии СС. В мае 1943 года рота партизан из отряда П.Г. Шемякина под командованием старшего лейтенанта Щербинина и его заместителя Ковалева напала на них. Полицаи разбежались, бросая оружие и награбленное добро.
После майского нападения партизан фашисты приняли меры предосторожности. Вокруг стана была создана система долговременных земляных укреплений и проволочных заграждений. Около старинного кирпичного здания выросли бункеры с амбразурами, протянулись глубокие траншеи.
Но и это не спасло. Дерзкая операция, проведенная партизанами летом того же года, закончилась полной победой народных мстителей. Операцию подготовил Григорий Булах.
Из воспоминаний Ивана Васильевича Толстенка, уроженца Заборья: «Весной 1943 года в селе появился «освобождённый» из тюрьмы немцами где-то в другой области с подлинными немецкими документами уроженец села Заборья Григорий Булах. Он добровольно записался на службу в полицию и быстро вошёл в доверие. Из молодых полицаев организовал подпольную группу. Вся полиция была переведена на казарменное положение. После бани и обильной пьянки старые, преданные полицаи остались ночевать в здании стана. На посты всюду были поставлены молодые полицейские, которые и обеспечили успешный захват партизанами стана. Только один немец – гестаповец оказал сопротивление и был убит в перестрелке, второй немец, лояльно относившийся к населению, добровольно сдался партизанам. Все старые полицейские были расстреляны в здании, а здание было сожжено. Только один, начальник полиции, уроженец деревни Макаричи, остался жив. Он в эту ночь ночевал у своей любовницы и сбежал. Так прекратил свою деятельность полицейский стан в Заборье 18 августа 1943 года.
На рассвете все молодые полицейские ушли вместе с партизанами с оружием в белорусские леса и увезли с собой пленного немца. На всей северной части района всюду хозяйничали партизаны, только иногда появлялся конный полицейский отряд из Красной Горы, но и они быстро уезжали обратно в Красную Гору, услышав слово «партизаны»».