Рекомендации по подготовке к экзамену по обществознанию

Скоро выпускникам предстоит сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по обществознанию. Основная задача – получить возможность поступить в выбранный вуз благодаря хорошей обществоведческой подготовке.
Данные рекомендации помогут в подготовке к экзамену.
Анализ причин типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет по обществознанию позволяет сделать вывод о том, что затруднения и ошибки могут быть связаны не только с отсутствием необходимых знаний и умений, но и с незнанием/ непониманием требований, предъявляемых к формату ответа на задания разных типов.
Экзамен 2022 года, как и экзамены предыдущих лет, вновь зафиксировал непонимание определенной долей выпускников принципов организации государственной власти в Российской Федерации (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»).
По- прежнему часть участников экзамена затрудняется в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом Российской Федерации. Самая распространенная ошибка участников ЕГЭ при выполнении подобных заданий связана с неразличением назначения и функций законодательной и исполнительной властей.
Как и в 2019–2022 годах наблюдается путаница в представлениях выпускников о том, какие вопросы находятся в ведении Российской Федерации, а какие – в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Выпускники демонстрируют недостаточное понимание смысла понятий «политический процесс», «избирательная система», «представительная демократия».
Кроме того, участники ЕГЭ прошлого года плохо различают уголовные, административные наказания и дисциплинарные взыскания. По-прежнему самая распространенная ошибка связана с указанием штрафа и предупреждения как видов дисциплинарных взысканий, лишения свободы как административного наказания; выпускники не понимают, что следует различать штраф (уголовное наказание) и административный штраф (административное наказание). Также проверяющие обнаружили непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ вопросы, связанные с налогами: транспортным, земельным, а также налогом на доходы физических лиц и налогом на имущество физических лиц.
Только систематическое изучение предмета (чтение учебного текста, ответы на вопросы, выполнение различных заданий, не сводящихся только к моделям заданий ЕГЭ и др.) будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.