БАРС Брянск

В красногорском селе Перелазы Брянщины занимались ковроткачеством

Год культурного наследия народов России
14 октября 2022

Этот своеобразный промысел издавна известен в России.

В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Женщины долгие часы проводили за ткацким станком (кроснами), чтобы обеспечить семью одеждой, а дом – разными предметами обихода. Сейчас это ремесло уходит всё дальше и дальше.

Характерно оно было и для села Перелазы. Сначала оно возникло как холстовое ткачество. В 20-е годы широкое распространение получило изготовления рушников, скатертей, дерюг и других предметов домашнего обихода. И во многих современных домах можно увидеть самотканый ковёр, покрывало, дорожки, скатерти, рушники. В послевоенные годы этот промысел помогал выжить многим семьям.

Старожилы села Перелазы помнят Пелагею Фёдоровну Сысоеву (Хромка), 1915 г.р., Елену Васильевну Новикову (Кабанцова), 1927 г.р., Софию Павловну Сысоеву (из Слободского округа), Прасковью Леоновну Чуеву (Ревулькова), Агафью Дмитриевну Мельникову (Тёркина, Лапоуховский округ), Ульяну Степановну Чувичко (Шевцова), Ульяну Ивановну Горло (Левкова, Серюховский округ) как первых и известных ткачих — мастериц.

Ковроткачество в с. Перелазы приходится на 1960-1980-е годы 20 века. Особенно ткачеством ковров славился Слободской округ. Чтобы установить кросна под этот вид ткачества и сделать для ковров основу длиной в шесть метров, требовалась большая площадь дома. Дом Пелагеи Фёдоровны Сысоевой, как раз и подходил для установки таких кросен. В этот дом собиралось много слободских женщин, там дружно и складно шла работа.  Один ковер от другого отличался различными мотивами узоров.

Пелагея Федоровна Сысоева и Елена Васильевна Новикова своё мастерство и талант передавали другим ткачихам села. Со временем кросна стали устанавливать почти в каждом доме.

В 60-е годы в селе всё больше появляется самотканых ковровых изделий. Своё рукоделие продавали, дарили знакомым и родственникам по всей округе.

Но до сих пор в селе живут мастерицы, которые не мыслят убранства своего дома без ткацких изделий, сделанных своими руками. Одна из них Сысоева Софья Павловна Сысоева, 1933 г.р. Вот так она описывает свой труд и труд односельчан: «Основная одежда, в которой ходили в детстве, была сшита из льняного полотна. Для ткачества использовали различное сырьё: лён, коноплю, шерсть (овечью). Всё это вручную обрабатывалось в каждом крестьянском доме. Процесс ткачества был почти ритуалом, растянутым во времени. Прежде чем получали ткань, эти растения проходили сложный процесс обработки, начиная с посева и уборки и заканчивая длительным процессом получения из растения волокна. После обмолота лён и коноплю стлали и мочили, затем просушивали и подвергали механической обработке, т. е. мяли, трепали и чесали. Лён мяли, чтобы изломать древесину стебля и отколоть кострику от волокна. Для дальнейшего отряхивания, т.е. освобождения волокна от кострики и от мелких грубых частиц, лен трепали. Окончательная очистка волокна и выравнивание отдельных волокон в одном направлении производилось с помощью чесания. Для этого служил специальный инструмент – чесало. Волокна лучшего качества назывались куделью, а очески, остающиеся на чесале, — верховиной. Осенью, когда полевые работы приостанавливались, кудель пряли и ткали до самой весны.  Сначала свивали нити на ручных прялках, на домашних деревянных станках, которые имелись в каждой семье, а затем начинали неторопливо, терпеливо ткать».

Работа на ткацком стане проходила следующим образом: ткачиха садилась на скамеечку перед первым «навоем», нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой «нит» шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов «нитей основы». В образовавшийся «зев» прокидывался «челнок с уточной нитью». Затем женщина нажимала вторую подножку, происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся «зев» пропускался челнок, а затем нити прибивались «бердом».

Изготовленную ткань кипятили в русских печах в больших чугунах со щёлоком из золы. Полоскали в проруби, затем расстилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Ткачихи часто окрашивали ткани в разные цвета. Для окраски использовали природные материалы: листья, кору, камни, а позже и красители.

Из тканого полотна шили сарафаны, юбки-понёвы, зипуны-передники, рубахи с узорными отделками по подолу, рукавам и вороту. Позже стали применять и крашеные нитки.

В настоящее время Софья Павловна живёт в своём доме вместе с дочерью Натальей Ивановной. А это одни из ковров, вытканные мастерицей.

Еще по теме:

9 мая 2025, 08:25
Они брали Берлин
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Картина дня
9 мая 2025, 10:16

Памятная дата военной истории России

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне

9 мая 2025, 09:12

Солдат Победы из брянской Красногорщины

Как сообщают корреспонденты газеты «Красногорская жизнь» в  Любовшанском сельском поселении Красногорского района Брянщины в д. Любовшо проживает ветеран Великой Отечественной войны Михаил Андреевич ПЕШКОВ.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in