«Да! Без гагаринской улыбки темнее было б на Земле!»

12 апреля 2021 года человечество и в первую очередь мы – россияне – отмечает знаменательный юбилей – 60 лет полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
60лет назад началась космическая эра, 60 лет назад «Земля ждала, как ожидала слова, когда ещё никто не говорил. А он уже обнялся с Королёвым, а он уже прощался и шутил» (Феликс Чуев).
60 лет назад Юрий Гагарин сказал свое знаменитое: «Поехали!», а торжественный голос Юрия Левитана известил человечество: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич». У Гагарина, совершившего полёт в течение 108 минут, позывной был «Кедр».
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут! (Феликс Чуев).
Безусловно, полёт Юрия Гагарина – одно из самых значительных событий XX века. Первый полёт человека в космическое пространство был с энтузиазмом воспринят во всём мире. Гагарин стал символом единства мира и народов, свидетельством безграничности человеческих возможностей. Юрий Борисович Левитан говорил, что с трудом сдерживал слёзы два раза в жизни: когда объявлял о капитуляции Германии и когда читал сообщение о полёте Гагарина.
Хотелось бы обратить внимание на то, что есть какая-то высшая закономерность в том, что именно наша страна первой шагнула в космос. Дело в том, что именно в русской философской мысли в конце XIX века сложилось философское направление «Русский космизм», и сегодня о космизме говорят как об одной из ведущих традиций самобытной философской мысли России. Основы «русского космизма» заложены в творчестве Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. Современные исследователи выделяют несколько течений в «русском космизме». Религиозно-философское направление представляют В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев. Естественно-научное направление отражено в творчестве К. Э. Циолковского, Н. А. Умова, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского. Поэтически-художественное направление связывают с именами В. Ф. Одоевского, Ф. И. Тютчева, А. Л. Чижевского.
Говоря о Космосе, о космической эре, о Гагарине, нельзя не вспомнить имя Сергея Павловича Королёва, выдающегося советского учёного, конструктора и основоположника практической космонавтики. Он навсегда вошёл в историю как создатель советской ракетно-космической техники. К сожалению, ушёл из жизни очень рано – в 59 лет. С полёта Гагарина, которого не было бы без С.П. Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.
О нынешнем юбилее много интересного можно прочитать в других газетах и журналах, а также в интернете. Я же в этой статье для нашей газеты «Красногорская жизнь» позволю себе основное внимание уделить своим личным воспоминаниям и впечатлениям, имеющим некоторое отношение к теме космонавтики. А также приведу несколько интересных фактов, связанных с общением Ю.А. Гагарина с королевой Елизаветой II.
Эта фотография сделана в октябре 1987 года. Она не очень высокого качества, но примечательна тем, что на ней запечатлена встреча с космонавтом №4 Павлом Романовичем Поповичем. Краткая история. В том году исполнилось 25 лет со дня его первого полёта, который состоялся 12-го августа 1962-го года. П.Р. Попович оказался 4-м космонавтом в СССР и 6-м в мире. Кстати, это был первый в мире совместный космический полёт аппарата «Восток-3» под управлением Андрияна Николаева (позывной «Сокол») и аппарата «Восток-4» под управлением Павла Поповича (позывной «Беркут»).
Павел Романович по этому поводу устраивал вечер в одном из дворцов культуры г. Москвы. Я в то время был аспирантом первого курса Академии общественных наук при ЦК КПСС. Мой хороший товарищ Иван Бунечко (на фото – третий справа в первом ряду) был близко знаком с Павлом Романовичем, благодаря чему группа аспирантов и попала на эту встречу.
На этом фото Павел Романович придерживает мою дочь Наташу. Помню, что между ними произошёл такой разговор. Он спросил: «Как тебя зовут, солдат?». Дочка ответила: «Я не солдат, я – Наташа!». Не могу утверждать на 100 процентов, но мне говорили, что это фото есть в музее космонавтики.
Павел Романович как-то пригласил нас в Звёздный городок и устроил там экскурсию (к сожалению, фото нет). Сам водил, показывал, рассказывал…Некоторые из нас, в том числе и я, даже смогли залезть в макет космического корабля. Если не ошибаюсь, это было что-то вроде тренажерного зала в ЦУПе (Центре управления полётами).
Потом с Павлом Романовичем были встречи в нашем общежитии на площади Миусской. И ещё. В Красной Горе хорошо помнят китайскую тушёнку (кажется, она называлась «Китайская стена»). Я тоже помню. Мне её присылали родители Яков Григорьевич и Лидия Степановна. Так вот, этой тушёнкой я угощал Павла Романовича во время его дружеских посиделок с нами, аспирантами.
В общении это был простой, весёлый, добродушный человек. Хорошо пел украинские и русские народные песни. Очень хорошо отзывался об Юрии Гагарине, его деловых и человеческих качествах. Даже после того, как тот стал легендарным человеком на всей Вселенной, в его поведении не было ни бахвальства, ни зазнайства, ни самодовольства! Он понимал, что на его месте мог быть любой из первой шестерки. Просто ему повезло больше, вот и всё.
Я где-то читал, что больше других «комплексовал» по этому поводу Герман Титов, ведь он был только дублёром Гагарина и стал космонавтом №2. Есть такое предположение: не мог быть первым советским космонавтом человек с именем «Герман», учитывая, что только шесть лет, как закончилась война с Германией. Мне это предположение не кажется убедительным. А Германом мама назвала сына в честь героя пушкинской «Пиковой дамы», поскольку это было её любимое произведение. Вот и всё. И никакой подоплёки.
Кстати, для характеристики Юрия Гагарина вспоминается и такой пример. Как-то на встрече с астраханской поэтессой Нинель Мордовиной я услышал от неё следующее.
В те времена, когда Юрий был ещё старшим лейтенантом, членом первого отряда космонавтов из шести человек, к ним в Звёздный, в ЦПК (Центр подготовки космонавтов) приезжали работники культуры: артисты, писатели, поэты. Для того, чтобы космонавтам жить, учиться и готовиться к полёту было веселее!
После одного из таких вечеров будущие покорители космоса пошли провожать девушек на автобус или электричку. Впереди оказалась лужа, неглубокая, но широкая, и девушкам в белых туфлях ни перепрыгнуть, ни пройти через неё было невозможно. Тогда Юрий Гагарин снял свой белый плащ, бросил под ноги на лужу и перевел через неё девушек по своему плащу. Это было не только неожиданно, но красиво, эффектно! Я бы, например, или кто другой, поступил проще: перенёс на руках и всё. Но Гагарин поступил оригинально! По словам Нинель Мордовиной, ей было очень приятно в тот момент, но очень неловко, когда она впоследствии узнала, что этот свой единственный красивый плащ Юрий потом всю ночь чистил и отпаривал утюгом. Когда я об этом случае рассказываю студентам, студентки мечтательно закатывают глаза – сам поступок их восхищает, уже не говоря о том, что его совершил Гагарин!
Особенно ярко характеризует Юрия Гагарина следующий факт. Известно, что выбор космонавта №1 был очень непростым. В принципе, все они были готовы к этому, мечтали об этом, каждый из них хотел быть первым. Но окончательный выбор был за Сергеем Павловичем Королёвым. Вряд ли кто-то может усомниться, что Королёв «попал в яблочко!».
Юрий Гагарин и по своей простой, советской биографии (впрочем, у других она была такой же), и по уровню подготовки, и по человеческим качествам, да еще и с такой неповторимой – гагаринской! – улыбкой все-таки чуть-чуть больше, чем другие подходил для этой миссии – стать первым космонавтом планеты! А какое самообладание он проявил, когда шёл по красной ковровой дорожке докладывать Н.С. Хрущёву об успешном завершении полёта! Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Н. С. Хрущёв.
14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт, состоящий из семи истребителей МИГ. Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем он произвёл посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, всё руководство страны, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. До правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился, хотя рисковал споткнуться и упасть) под звуки оркестра, исполняющего авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» и отрапортовал о своём полете.
Какой факт я имею в виду? Уже после окончания аспирантуры я с дочерью был в Астраханском планетарии. И там услышал вот о чём. Однажды Королёв дал будущим космонавтам задание: обвести карандашом копеечную монетку, закрыть глаза и с высоты 20-30 см попытаться 10 раз попасть в кружочек. От психологов Сергей Павлович знал, что попасть 9-10 раз нельзя, если не подсматривать. Но никто из участников эксперимента об этом, разумеется, не знал. В результате оказалось, что у Гагарина попаданий было меньше всех. Тогда как у других – по 7-9. Королев сказал: «Ребята, я уверен, что только Юра действовал честно!». Все признались, что подсматривали, исходя из принципа: не знаем для чего, но чем больше, тем лучше.
Вопрос: для чего это нужно было Главному конструктору? Ответ: он проверил их на элементарную человеческую честность. Ему важно было быть уверенным, что человек, который первым выйдет на околоземную орбиту, предельно честно будет говорить обо всем: и о своем самочувствии, и о работе приборов, и о том, что видит и т.д. Ведь, не секрет, что порой мы (это обобщенное «мы») говорим то, что от нас хотят услышать, особенно перед лицом начальника. Жаль, что я не знал об этом эксперименте раньше, а то мог бы спросить у Павла Романовича. Но мне этот пример представляется правдивым, если учесть лучшие качества первого космонавта, о которых всегда говорили его друзья-однополчане, скажем так, да и его поведение в разных ситуациях в целом, где он вел себя честно, искренне и просто (не скажу: «непринужденно»).
Уместно привести несколько интересных фактов.
Так, в июле 1961 года Ю.А. Гагарин прибыл в Англию. Причем, не по официальному приглашению британского правительства, а по просьбе тамошнего профсоюза литейщиков. После общения с английскими металлургами Юрий Гагарин встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. На той встрече произошло несколько забавных курьёзов, связанных с придворным этикетом.
Первый курьёз с придворным этикетом случился во время фотографирования. В те годы существовал негласный запрет на фотосъёмку королевской семьи с, так сказать, простолюдинами. Однако королева Елизавета вопреки строгому этикету снялась с космонавтом на память. Она обошла глупый запрет очень изящно и остроумно: мотивировала тем, что Гагарин – не обычный, земной человек, а небесный, он – дескать, небожитель (!), и потому никакого нарушения этикета нет. Подчеркнём одну редкость – Юрий Гагарин стал единственным человеком в мире, которого королева Великобритании Елизавета II сама попросила сфотографироваться с ней.
Второй курьёз с утончённым этикетом был преодолен во время официального обеда. Когда Гагарин увидел кучу неизвестных ему столовых приборов, то пришёл в замешательство – он не знал что, чем и как нужно есть. Королева Елизавета, заметив приунывшего космического героя, спросила – в чём, мол, дело? И тот признался, что не знает, как всем этим пользоваться. Гагарин сказал примерно следующее: «Ваше Величество! Я простой русский парень и я не знаю – для чего нужны эти столовые штуки…»
На что Елизавета ответила: «Знаете, я хоть и живу в этом дворце всю свою жизнь, но сама до сих пор путаю – для чего нужен каждый прибор. Мне лакеи подают тот, какой нужно. Давайте же есть тем, чем мы привыкли и чем нам удобно». После этого королева Великобритании взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать паштет из омаров.
Третий курьёз можно назвать: «чай по-гагарински!». Когда Юрию Алексеевичу в завершении торжественного обеда подали чай с лимоном, то он его выпил, после чего достал ложечкой дольку цитруса и с большим удовольствием её съел. Заметим, что мы – русские, россияне так часто делаем, считая это вполне нормальным. Он и поступил как типичный русский! Но весь королевский двор был в шоке. Ведь при любом королевском дворе такой поступок – неслыханное нарушение этикета и протокола! Это ужасное попрание всех приличий! Одна только королева Елизавета нашла выход из этой ситуации. Она воскликнула: «Всем пить чай по-гагарински!», потом невозмутимо достала свой лимон и съела его. После чего весь королевский двор сделал то же самое.
В заключение хочу привести ещё один пример из моей жизни, связанный с полётом Гагарина. Сообщение об его полёте слушал вместе с мамой по радио. Была среда, я пришёл из школы, и тут сообщение. Конечно, был рад, горд, но масштаб того всемирно исторического события я тогда оценить, конечно, не мог. Помню, с каким энтузиазмом я перерисовывал портрет Гагарина из газеты «Правда». Вроде бы неплохо получилось. Жаль, что тот мой «шедевр» не сохранился.
Потом от кого-то из старших я и другие ребята как-то услышали «дурацкую» (иначе не могу её назвать) рифмовку. Точно не помню, но смысл был примерно такой: «ну, и что, что полетел Гагарин, нам-то что из этого?». И рифмовка, что, мол, это выгодно лишь «Никите Хрущёву, Леониду Брежневу, а остальным по-прежнему». В одиннадцать лет это воспринималось как шутка, юмор, озорство, прикол. Это я сейчас понимаю, что кем-то распускались такие «байки» не случайно, а чтобы приглушить чувство патриотизма, гордости за свою страну. Или же просто по элементарной глупости, что тоже неоправдание. Хорошо, что рядом оказался старший лет на пять парень – Петя Дробков (уже давно покойный, к сожалению), с которым я, повзрослев, дружил. Так вот, он примерно сказал следующее: «Ребята, да вы что? Зачем вы повторяете эти глупости? Это же здорово, что наш простой советский человек Юрка Гагарин совершил такой подвиг! Как это – нам «по-прежнему»? Да нам всем гордиться надо, что мы – советские – стали первыми в космосе, а не зубоскалить». Дошло, перестали!
Этот пример привел для того, чтобы еще раз напомнить взрослым, как важно, чтобы их взвешенное, разумное и честное слово для юных и молодых людей было вовремя сказано.
Улыбка Гагарина
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали —
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал — российский, славный парень,
ГАГАРИН — ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
(Ирина Левченко)