«Хочется листьям лета, хочется птицам неба»

В последние несколько лет в нашей газете были опубликованы несколько статей-воспоминаний о работниках культуры, как ныне здравствующих, так и уже ушедших в мир иной, к сожалению.
Вспоминая работников культуры в Красной Горе, было бы несправедливо обойти вниманием Надежду Алексеевну Сиганову (ныне Пузыреву). Надежда Алексеевна уже довольно давно уехала из Красной Горы и сейчас живет в Тверской области.
Но, я уверен, что многие из красногорцев моего поколения хорошо ее помнят. Ее имя упоминалось и ранее в статьях о В.А. Толстякове, с которым она танцевала, и о М.В. Запецкой, с которой она пела. Теперь настал черёд немного рассказать и о ней самой отдельно.
Упоминание ее имени в предыдущих статьях связано с той спецификой работы в культуре, что трудно и даже невозможно рассказывать об одной личности, не упоминая других.
Родилась Надежда Алексеевна в д. Павличи Клинцовского района в простой семье. Отец Алексей Емельянович и мама Прасковья Григорьевна всю жизнь отдали крестьянскому труду. Надя, как и все девчонки, выросшие в сельской местности, тоже умела и картошку окучивать, и грядки прополоть, и в сенокосную пору с граблями на лугу поработать.
Так сложилось в их семье, что с братьями Наде не повезло: трое мальчишек умерли в младенческом возрасте. Зато выросли три дочери. Прямо-таки, по Чехову: три сестры. С той разницей, что те, чеховские сёстры, рвались в Москву, а эти, сигановские, — в Москву не стремились.
Надя еще со школьных лет проявила большой интерес к художественной самодеятельности: пела, плясала, участвовала в сценках, читала стихи. Для большинства мальчиков и девочек на этом школьном этапе подобная «артистическая» деятельность и заканчивается.
Но не для Нади Сигановой! Она поступила в Брянское культурно-просветительное училище («кулёк» — шутливо-ласково называют его все выпускники) на дирижерско-хоровое отделение. После его окончания Надежда Сиганова по распределению попала в Красную Гору (повезло Красной Горе!), где с 4 августа 1967 года началась ее трудовая деятельность на ниве советской культуры. В целом Надежда Алексеевна трудилась на этой культурной ниве с небольшими перерывами более 40 лет. За это время она поработала и инспектором районного отдела культуры, и директором районной библиотеки (Красная Гора) и специалистом в районном отделе культуры (Клинцы, пос. Сонково Тверской области).
В биографии Надежды Алексеевны был и такой незначительный по времени период, как проживание в г. Астрахани, где она меньше года поработала на трикотажном комбинате, куда уезжала «по вербовке». Интересно и порой непредсказуемо складывается судьба человека. В 1975 году, провожая на Павелецком вокзале Москвы Надю в Астрахань, мог ли я тогда предполагать, что через несколько лет – в 1982 году – уеду в этот знойный город на ПМЖ? Да ни за что! Но, как оказалось, если Наде не суждено здесь было задержаться, то мне – суждено остаться. И надолго… «Судьба!» — хочется сказать с интонацией Михаила Евдокимова.
Но вернёмся мысленно в Красную Гору, в те далекие годы конца 1960-х – первой половины 1970-х. В процессе работы в системе культуры выяснилось, что Надя Сиганова не только петь-плясать и руками махать (прошу прощения – это для рифмы! – имеются в виду ее дирижёрские способности и навыки) мастерица и охотница. Руководство в лице Евгении Михайловны Сеньковой заметило, что у этой красивой, улыбчивой, изящной и даже хрупкой на вид девушки есть и характер, и организаторские способности. И на много лет стала она инспектором районного отдела культуры. По штатному расписанию (по номенклатуре) не было у заведующей отделом культуры заместителя, но фактически Надежда Алексеевна таковым и являлась. Общительная, приветливая, но главное, что ответственная, деловая, исполнительная, инициативная – не зря много лет проработала с Е.М. Сеньковой – руководителем строгим и требовательным.
Я знаю это не понаслышке, а из своего личного опыта. Пару лет я работал с Надей бок о бок в одном кабинете на втором этаже райисполкома и видел, какой большой объём работы она выполняла, пользуясь (в хорошем смысле) доверием Е.М. Сеньковой.
Помимо инспекторских выездов в клубы и дома культуры района, она активно участвовала в художественной самодеятельности. Причем, не только как рядовой участник. Хорошо помню, как она дирижировала хором (сам неоднократно стоял в нем, изображая пение) во время больших праздничных концертов на сцене районного Дома культуры в присутствии главного районного партийно-советского начальства, когда ошибиться, «слажать», как говорят артисты, было решительно недопустимо! Конечно, она это хорошо понимала и, по ее признанию, волновалась изрядно. Но, насколько я знаю, серьезных «проколов» не случилось.
Много работала она и перед праздниками, которых было много: праздники государственные, профессиональные. Это – 23 Февраля, 8 Марта, 22 апреля (День рождения В.И. Ленина), День Победы, День защиты детей, День медицинского работника, День строителя, День работников сельского хозяйства, 7 ноября – празднование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и другие. Надежда Алексеевна часто помогала самодеятельным артистам сельских домов культуры и клубов в подготовке к таким праздникам. Активно участвовала в агитбригаде, в проведении смотров, конкурсов, выставок и т.д.
И, конечно же, новогодние вечера и Масленица (Проводы русской зимы) без Нади Сигановой не обходились. Это фото в — подтверждение!
Отсутствие снега на этом снимке – не погрешность старой фотографии. В самом деле, в тот день, 5 марта 1973 года, когда в Красной Горе проходили Проводы русской зимы, снега не было. Но ведь Дед Мороз и Снегурочка не могут просто прийти на праздник! Тройка – их классическое транспортное средство! А в этой ситуации как быть? Было принято решение: современный Дед Мороз со своей Снегурочкой вполне могут разъезжать на машине. Помню, как это было эффектно – мы появились перед публикой, жаждущей праздника, на роскошной белой «Волге»! На тот момент она была единственной в Красной Горе! Ее любезно предоставил Семен Леонович Киволя – тогдашний начальник райтопа.
В общем, работала Надежда Алексеевна добросовестно и много. И как у нас водится: кто много везёт, на того много и грузят! Это я к тому, что она была активной не только в своей профессиональной деятельности. Кстати, много лет была членом Брянского обкома профсоюза работников культуры. Надя хорошо проявила себя и как комсомолка. Была членом бюро Красногорского райкома комсомола и секретарем комсомольской организации райисполкома. Так что ей приходилось ещё заниматься и организацией комсомольских субботников-воскресников. Обязательно к 22 апреля, а также по другим поводам. Так, хорошо помню, что несколько раз мы работали на строительстве маслосырзавода.
…В недавнем телефонном разговоре с Надеждой Алексеевной, когда я уточнял некоторые детали, вспомнили и нашу юность, и нашу работу, и друзей: и здравствующих, и ушедших…
На мой вопрос о грамотах и других наградах, Надежда Алексеевна отшутилась, что толком и не помнит, сколько их и каких они достоинств. Но, разумеется, что у неё есть почётные грамоты районного, областного уровней, удостоверения неоднократного победителя Всесоюзного соцсоревнования и т.д. Немало дипломов за участие и победы в конкурсах, смотрах, фестивалях.
За время длительной работы в сфере культуры она приобрела большой опыт руководителя. Не случайно после переезда в Тверскую область (поселок Сонково) ей предлагали должность зав. районным отделом культуры. Она отказалась от руководящей должности, но в том же отделе культуры проработала 19 лет! Вполне естественно, что она – «Ветеран труда».
Я тоже удостоен этого звания, что до сих пор как-то не очень укладывается в сознании: Надя Сиганова, Саша Хандожко, я, Рита Степнова (Запецкая) – ветераны труда! А ведь, общаясь с ними по телефону, чувствуется, что в голосе звучит еще задор комсомольский. Прямо как в песне: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!».
Говорит Маргарита Васильевна Запецкая (г. Брянск): «О Наде Сигановой у меня остались самые теплые, дружеские воспоминания. В жизни часто бывает так, что первое впечатление о человеке оказывается интуитивно верным: принимаешь его в свою душу или нет. С Надей как раз был первый вариант: приняла!
У меня навсегда осталось в памяти самое первое выступление с ней дуэтом. А дело было так. Я только что приехала в Красную Гору преподавателем в детскую музыкальную школу, и вдруг через день-два меня включают в состав коллектива, который должен выступать на концерте в Доме культуры д. Фошное (уже не помню по какому поводу). В автобусе, только познакомившись с Надей, стали репетировать – по её предложению – песню «Хочется птицам неба…». Поразительно, но мы так быстро и легко почувствовали друг друга, что довольно хорошо в тот раз выступили на сцене. А потом составили дуэт, которым много выступали на разных площадках: концерты к праздникам, агитбригада, смотры, конкурсы…
С ней легко было общаться не только на сцене, но и в обыденной жизни, чему способствовали такие её качества, как порядочность, приветливость, справедливость, доброжелательность, «отсутствие камня за пазухой». Честно говоря, закадычными подругами, которые делятся «охами-ахами» о своих кавалерах, не стали. Возможно потому, что обе оказались сдержанными и немного закрытыми в этом плане. Но в целом дружили крепко. С удовольствием общаемся до сих пор. Правда, давно не виделись, к сожалению, но созваниваемся — нам есть о чем поговорить, что вспомнить.
А еще хорошо запомнились наши поездки в Брянск на различные смотры, после которых, возвращаясь, практически всегда заезжали на обратном пути в Павличи к родителям Нади. Там нас всегда просто, скромно, но очень приветливо, душевно и радушно встречали. Тут же, на скорую руку, находилось что покушать. Бывало, что и пели за столом от души для её родителей. А вообще-то и для себя, потому что многие из нас приехали работать в Красную Гору из разных мест, поэтому такие встречи напоминали нам встречи со своими родными».
Вспоминает Валентина Степановна Малявко (ныне Марченко), г.Калуга: «С Надеждой Алексеевной я была знакома очень немного, когда в 1971-1972 годах работала художественным руководителем Летяховского сельского Дома культуры. С ней виделась на семинарах и совещаниях в Красной Горе и в Летяхах, куда она иногда приезжала с инспекторской проверкой документов или подготовки к какому-нибудь празднику. Надежда Алексеевна производила очень приятное впечатление и внешне, и своим поведением в отношении к работникам культуры. Так, ее замечания по работе не были похожи на некий указующий перст, мол, что-то делается не очень хорошо и неправильно, а походили на корректную подсказку коллеги по общей в целом миссии – нести культуру в массы. Хочу заметить, что такое поведение и отношение мобилизовывало на то, чтобы работать ещё больше и лучше».
В заключение несколько слов от Александра Андреевича Хандожко: «За свою немалую уже жизнь, значительная часть которой была отдана работе в культуре в разных ипостасях: и рядового участника, и руководителя, давно и хорошо понял вот такую простую истину. Есть люди, говоря о которых начинаешь тщательно подбирать слова, чтобы как-то выразить своё отношение: и правду сказать, и в лесть не удариться, т.е. как бы немного не преувеличить. Но есть такие люди, говорить о которых хорошие слова легко и приятно, ибо слова эти из души идут! Вот Надя Сиганова (все-таки, она для меня «Сиганова» в первую очередь, а не «Пузырева»!) – из таких, для которых «а из сердца так и льются незабвенные слова»!
Надя Сиганова и в профессиональном, и в личностном плане — человек исключительно позитивный, общение с которым — в радость! Мы с ней вместе выступали и в агитбригаде, и на концертах, и смотрах. Особенно памятны для меня бальные танцы, с которыми мы блеснули на смотре в Брянске! Много труда вложил в их подготовку Василий Агеевич Толстяков – шутка ли: поставить 10 бальных танцев! Мы с Надей столько сил и энергии затратили, что казалось – не выдержим и рухнем на сцене! Выдержали, не рухнули! Более того, сорвали не только гром аплодисментов и цветы, но и получили приз жюри и зрительских симпатий!
Воодушевленные таким успехом, мы потом неоднократно выступали с этими танцами в разных домах культуры: поселок Мирный, село Перелазы, деревня Любовшо, село Летяхи, деревня Ларневск и др. Могу ответственно заявить: лучшей партнерши в танцах у меня не было!»
***
В январе у Надежды Алексеевны был день рождения. От души поздравляю свою коллегу, добрую знакомую, даже более того, давнишнего верного друга с очередным днем рождения и желаю ей крепкого здоровья, счастья, благополучия, оптимизма! Пусть дети и внуки дарят ей как можно больше внимания, душевного тепла, заботы и радости! Мы же, её друзья и коллеги, да и многие красногорцы, я думаю, всегда вспоминаем её с теплом и нежностью.
Фото из личного архива автора.