Детство и юность пришлись на войну
5 мая. Именно в этот день и родились Мария Ивановна Новикова и Анна Алексеевна Борисенко. Первая – в 1930-м, вторая – в 1925-м. Обе из Красной Горы.
Из-за сложившейся ситуации с коронавирусной инфекцией обеих юбилярш смогли поздравить только 25 мая. Мы решили рассказать немножко об этих женщинах, пообщавшись с их родными.
Со столь знаменательными юбилеями Марию Ивановну и Анну Алексеевну на дому тепло поздравили директор ГАУ «КЦСОН Красногорского района» Е.А. Варсеева и заведующая отделением центра Т.Н. Козаченко. Они преподнесли много повидавшим на своём веку юбиляршам цветы и сладкое угощение, пожелали всего самого доброго. Но прежде Елена Анатольевна зачитала именные письма в адрес Марии Ивановны и Анны Алексеевны от президента РФ В.В. Путина, где, в частности, говорится: «Сердечно поздравляю Вас с юбилеем. Мы искренне гордимся Вашим поколением – поколением мужественных, сильных духом людей. Настоящих героев и созидателей. Вы никогда не боялись трудностей. Верили в правое дело, в себя и своих товарищей. Честно служили Отечеству. Желаю Вам доброго здоровья и всего наилучшего».
М.И. Новикова родилась в с. Ширки в семье Ивана Дмитриевича и Фёклы Аврамовны Лукьяненко, где всего воспитывалось два мальчика и три девочки. Она была пятым ребёнком. Кстати, её брат Михаил, 1919 года рождения, воевал на фронте, в мирное же время созидал. К слову, навесной мост над Беседью строил и он, сварщик. А вот их отец участвовал в финской войне.
Никакой специальности девушке получить не пришлось, так и осталась с семью классами за плечами. Хотя по тем меркам это было немало. Со своим мужем 24-летняя Мария (внешне она была невысокого роста, голубоглазая, русоволосая) познакомилась в Московской области, где работала на железной дороге. Позднее она трудилась и на маслозаводе, на кирпичном заводе, в комбинате бытового обслуживания. Её трудовой стаж – 35 лет. Красивый деревенский работящий парень из Белгородской области Михаил Новиков, шахтёр, был старше Марии на два года.
«С первого взгляда мы понравились друг другу», — услышала я голос самой Марии Ивановны, разговаривая по телефону с её дочерью Натальей Михайловной. Михаил, как только увидел Марию, сказал: «Это моя судьба » и уже через полмесяца повёл любимую знакомиться со своими родными — мамой, братом и сестрой. Их, устроившись и получив квартиру, он ранее перевёз в Подмосковье. Его избранница пришлась ко двору. После приезда со своим мужем в гости в Красную Гору решили остаться здесь. Это было желание Михаила Ивановича, который в нашем посёлке трудился и трактористом, и завтоком. Позже выучился на шофёра. К большому сожалению, его давно (более 30-ти лет тому назад) не стало, как уже нет и их обоих сыновей.
Если у Анатолия и Виктора были рабочие специальности, то дочери получили высшее образование. Наталья Михайловна, которая из Гордеевского района переехала, чтобы ухаживать за матерью, живя с нею под одной крышей, — педагог с 40-летним стажем. Она учитель иностранных языков: немецкого и английского. Тамара Михайловна окончила экономический вуз, она, банковский работник, живёт в Твери, но каждый год приезжает к маме, часто присылает ей посылки, звонит по нескольку раз на дню.
Супруги Новиковы жили в любви и согласии. Несмотря на занятость, находила Мария Ивановна минутку и на вышивку. Помимо подзоров, рушников, наволочек до сих пор делают уютнее дом три разные «Алёнушки», вышитые руками хозяйки. А как хорошо она танцевала (брат-то Михаил был гармонистом), знала и любила много старинных песен, в их числе «Чудный месяц плывёт над рекой». Она и сейчас частенько напевает, вспоминает детство и юность.
В детскую память навсегда врезались и моменты, которые давно хотелось бы забыть. Оккупация…Бомбёжки…Окопы…Однажды мама Марии, принеся кой-какую еду к окопу, где прятались её и другие дети, только приоткрыла крышку укрытия, как увидела возле себя словно из-под земли появившегося немца. Сильно испугавшись, бедная женщина, как могла, попыталась объяснить, что принесла поесть своим детям, в ответ услышала: «Покажи киндеров!». Что оставалось делать? Мать позвала самую младшую, попросила её выглянуть. Это и была Машка. Посмотрев на девочку и взяв пару яиц, немец сказал чуть живой от страха матери: «Корми киндеров» и ушёл.
Другая история запомнилась Марии Ивановне со времени немецкого отступления. Наши наступали. А они снова спрятались в окоп. Было тесно. Но когда к ним, семерым, заскочило трое немцев, Мария и остальные шестеро забились в угол так, что сразу появилось много свободного места. Когда наши солдаты прошли, немцы вылезли из окопа и ничего плохого не сделали прятавшимся…
Анне Алексеевне Борисенко исполнилось 95 лет. Её малая родина – п. Елюга, что находился недалеко от Красной Горы. До сих пор можно услышать такие слова: «На Елюгу – за грибами». В родительской семье было два сына и две дочери. Анна – самая старшая. Отца звали Алексеем Романовичем, мать – Дарьей Алексеевной. Не правда ли, красивые и благозвучные имена-отчества?!
Что касается мужа Анны Алексеевны, то Григорий Лаврентьевич Борисенко (он был красногорским и на три года старше её) воевал на фронте, в артиллерии. Призвали его в 43-м, после войны ещё два года служил. Каким он был смелым и храбрым, говорят его три медали «За отвагу» и орден Красной Звезды. Об этом в телефонном разговоре нам рассказал его внук А.В. Чижевский. Бабушка и дедушка Александра Викторовича познакомились и поженились ещё до войны, когда красавице Аннушке не было и семнадцати.
В те годы ой, как хотели ходить в школу! Но надо было работать. Вот и Аня Мельникова окончила только четыре класса. И с четырьмя классами всю жизнь проработала в торговле и в общественном питании: в гастрономе, ресторане, буфете. Как отзывается об А.А. Борисенко председатель РайПО Е.В. Насветникова, она запомнила Анну Алексеевну как замечательного человека и работника, её отличали доброта, старательность, ответственность, у неё всё и всегда должно было быть хорошо.
После войны Анна Алексеевна и Григорий Лаврентьевич несколько лет жили в Донецке. Дружно. Но с двумя малышками вернулись в родные края. Давно не стало мужа и у А.А. Борисенко, прошло почти четверть века. Обе дочери – Мария и Нина – живут в Красной Горе. Кстати, вторая (а это и есть мама Александра) – по — соседству с матерью.
Конечно же, в военное лихолетье много выпало разных испытаний на плечи поколения, к которому относятся и мои сегодняшние героини. Но они все, как одна, были работящими и рукодельницами, умели радоваться жизни, отдавали много душевного тепла.
Анна Алексеевна, окончившая всего-то ничего, легко помогала разобраться с уроками своим внучатам, писала письма, читала книги.
Небольшое отступление. Мне кажется, мы все помним и носочки, связанные с любовью нашими бабушками, и их простые, но самые вкусные из детства блюда. Иногда начинаем ценить это с большим опозданием.
Такие носочки и такие блюда (а ещё то, что пока не накормит тебя бабушка – не выпустит из дома) – всё это было и в жизни Александра, внука Анны Алексеевны и Григория Лаврентьевича. Всего же у бабушки Анны одна внучка и семеро внуков, четверо правнуков.
Возвращаясь к М.И.Новиковой, скажу, что у неё шестеро внуков и пятеро правнуков, точнее, один внук и три правнука, остальные девочки. Младшенькому, Сашеньке, второй годик, старшенькому, Арсению, — шесть. Когда он разговаривает со своей прабабушкой по телефону, то просит, чтобы сейчас она не выходила даже за калитку, иначе можно заболеть, на что прабабушка отвечает:
– Внучёк, за калитку я выхожу только до берёзоньки, что у дома, поздороваться и спокойной ночи ей пожелать, а она дарит мне здоровье.