Наш долг – нести сквозь годы эту память!
Несмотря на то, что не проживал на улице, долгое время именовавшейся ул. Колхозной, мне за 30 лет работы в совхозе «Красногорский», учёбы в вечерней школе пришлось пройти по ней немалые вёрсты.
Особенно сложным для пешеходов: рабочих, служащих, учащихся и учителей – были весенне-осенние периоды. Чтобы добраться к работе, школе, необходимо было постоянно «цепляться» за ближайшие ограждения, поскольку рядом с тропинками находились глубокие колеи, оставленные транспортом.
С каждым периодом прохождения по ней накапливалось и число её жителей, с которыми знакомился и с которыми впоследствии было приятно общаться. И тогда, и ныне в душе я именую эту улицу «улицей патриотов и вдов». На ней проживало немалое число тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне и на тех или иных фронтах защищал свой отчий край. На ней проживало и немалое число тех, кому было не суждено дождаться возвращения с войны любимого мужа, а осиротевшим детям – своего отца. В те суровые годы войны всех объединяла общая профессия: мужчин – защищать Родину, женщин – трудиться, порой до невероятной усталости, ради того, чтобы армия была обеспечена всем необходимым в условиях жестокой войны. Бесстрашно сражались на ней и жители улицы Колхозной.
Мне посчастливилось не только общаться со многими из них, но и с большинством трудиться в одном коллективе. Ныне они заслужили достойную память о себе не только бывшими заслугами в войне, но и честным трудом в мирное время. О некоторых из них хочу рассказать, чтобы в 75-ю годовщину освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков о них вспомнили. О них, фронтовиках улиц Колхозной – Буйневича, моё краткое повествование. Итак, это Егор Павлович Комадынко. Буквально после похорон своей мамы осенью 1943 года худенький мальчишка, каковым был Егор, в ветхой одежонке ушёл он на фронт. Вначале была учебка, находящаяся в пригороде Рославля. Мне запомнился его рассказ о том периоде. Ни шинели толковой, ни гимнастерки не было, ботинки после ремонта. В таком виде и ранило его в Белоруссии, где на Соже лежат сотни красногорцев. После госпиталя он со своей сорокопяткой дошёл до Курляндии. Был наводчиком в противотанковой артиллерии. Было второе и затем третье ранение, однако выжил, как он говорил: «Всем смертям назло».
В ноябре 1945 года после освобождения прибалтийского г. Каунаса был демобилизован. Отрадно воспринимать и его трудовую деятельность в мирное время. Это работа в качестве заведующего ЗАГСом. Более 20 лет было отдано работе в райфинотделе участковым налоговым инспектором. В 1985 году ушёл на пенсию в должности экономиста райсельхозтехники. Его соседом напротив был фронтовик Николай Ефстафьевич Марченко. Многих из нас, молодёжи, поражало изобилие орденов и медалей, которые находились при нём в особо праздничные дни. Невдалеке проживал фронтовик Михаил Семёнович Деменок. В годы войны политрук роты. В мирное время учитель физики и математики в Красногорской средней школе №1 и в последующем учитель Дубенецкой 8-летней школы. Невдалеке от Михаила Семёновича в небольшом домике-хатёнке проживала семья фронтовика капитана запаса Алексея Тимофеевича Курпача. Он был из тех людей, мимо которых не пройдёшь. В первую очередь, подкупала его доброжелательность. Судьба у Алексея Тимофеевича была непростая. Недолго пришлось поработать в должности ветврача в Красной Горе. Вначале он был призван в действующую армию и вскоре был отправлен в один из артполков, в котором пушки и снаряды, необходимое армейское «хозяйство» было в большинстве на конной тяге. Пригодились полученные в довоенное время знания. А.Т. Курпач прошёл огненными дорогами войны от её начала до победного конца. Свой боевой путь завершил при взятии Берлина. В мирное время долгие годы трудился главветврачом в совхозе «Красногорский». Охотно передавал свой весомый опыт молодым специалистам.
У меня всегда в памяти и подворье под тогдашним номером 66, в котором проживал фронтовик Николай Иванович Мельников, 1924 года рождения. В октябре 1943 он был призван на фронт. Был в составе 1089 стрелкового полка в качестве стрелка-пехотинца. Короткая оказалась боевая биография этого стойкого самоотверженного человека. При освобождении населённого пункта, именуемого Старым Селом, в Ветковском районе Николай Иванович был тяжело ранен. Истекая кровью, он готовился к худшему. Однако обошлось. Его обнаружил Яков Тимофеевич Курпач (младший брат А.Т. Курпача). Он оттащил раненого Николая в безопасное место. Оказал первую медицинскую помощь. «Потерпи чуток, вот утихнет малость, тебе помогут санитары, – подбадривал Яков своего земляка. – А я по возможности сообщу своим, где тебя искать». Затем был госпиталь. Длительное лечение. Возвратился солдат в Красную Гору с деревянным протезом. Не ожесточился. Наоборот, весь погрузился в мирные дела и заботы. Создал семью. В меру своих сил и возможностей трудился в полеводческой бригаде и на других ответственных участках, требующих опыта и знания в тех или иных сельхозработах. Те, кто был постарше, всегда обращались к нему по имени и отчеству. А мы, помоложе, более душевно – «Дядя Коля».
Соседом дяди Коли был Григорий Семёнович Терещенков, о котором не имею обширной информации. Однако доподлинно знаю, что в годы войны он сражался с фашистами в составе партизанского отряда «За Родину», действовавшего в брянских и белорусских лесах. Уместно отразить и то, что в этом партизанском отряде в качестве военврача находилась и памятная для многих красногорцев Вера Николаевна Румянцева. Именно ею в мирное послевоенное время осуществлялись управленческие функции в системе здравоохранения района.
В завершении переулка, именуемого Южный, в д.№17, соприкасающемся с упомянутой улицей, проживал Михаил Фёдорович Ляхов, уроженец д. Палужская Рудня. В сентябре 1941 года он был призван Выгоническим РВК в Красную Армию. Попал служить в стрелковый полк. Был ранен. Лечился в одном из прифронтовых госпиталей. Свой боевой путь завершил в составе 88-го гвардейского механизированного полка в звании старшего сержанта и в должности командира стрелкового отделения. Ещё задолго до Победы его грудь уже украшали орден Славы III степени и самая главная солдатская награда – медаль «За отвагу». Принимал участие в боях за освобождение столицы Польши. Затем не менее кровопролитные бои при взятии городов Барт, Бад, Доберан, Ной-Буков, Виттенберг. Всему личному составу их соединения, отличившемуся в этих сражениях, Верховным Главнокомандующим в приказе №36 от 3 мая 1945 года была объявлена благодарность. В их числе был и гвардии старший сержант М.Ф. Ляхов. Его боевой путь был отмечен также медалями «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени. Демобилизовался фронтовик в декабре 1946 года. Сначала работал в полеводстве в тогдашнем колхозе им. И.В. Сталина, а после образования совхоза «Красногорский» – учётчиком-заправщиком в тракторной бригаде. Михаил Фёдорович был наставником молодёжи. Являлся активным участником общественной жизни коллектива.
Буквально рядышком с М.Ф. Ляховым, напротив поселкового Совета народных депутатов, проживал Сергей Иванович Святогор. Родившись в 1922 году в небольшой деревеньке Нежча Гордеевского района, в 1941 году окончил среднюю школу. В октябре 1943 года был мобилизован в действующую армию. После прохождения краткосрочных курсов был направлен на фронт. Трижды имел ранение. Последнее – при взятии Кёнигсберга. Старший сержант помощник комвзвода в октябре 1945 года демобилизовался. Награждён орденом Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу». С августа 1949г. судьба Сергея Ивановича была связана с Красногорским районом. Вначале – учитель истории, а затем директор Великоудёбенской школы. С 1952 г. – завуч Красногорской средней школы. В этой должности проработал более 30 лет. Активно занимался общественной работой. На протяжении 50 лет С.И. Святогор был активным общественным корреспондентом нашей газеты «Путь Ленина» (ныне «Красногорская жизнь»). Его материалы публиковались в областных газетах, в том числе «Брянском рабочем». Большое внимание он уделял краеведческой работе. Сергей Иванович много сил и труда отдал поиску исторических сведений о Красногорщине. Не сомневаюсь в том, что добрая и светлая память об этом человеке, прожившем нелёгкую жизнь, навсегда сохранится в сердцах красногорцев.
В самом конце улицы проживала семья фронтовика Леонида Ивановича Привалова. Он, как и многие его сверстники, после освобождения района в 1943 году был призван в армию. В том бою, вспоминается его рассказ, при взятии поселения Старое Село Ветковского района Гомельской области немалое число красногорцев было навечно предано белорусской земле. Н.И. Мельников в том бою был тяжело ранен в область коленного сустава правой ноги. Затем длительные скитания по госпиталям, и до конца своих отведённых временем дней инвалид-фронтовик не расставался с больницей. Леонид Иванович в основном трудился сторожем на различных объектах в совхозе. Вместе с женой вырастил и воспитал двоих сыновей и дочь.
Добрый след в моей жизни оставили фронтовики, работающие в совхозе. Это заведующий материальным складом Николай Иванович Хандожко – пехотинец. Кассир Алексей Филиппович Драбков – пулемётчик. Главбух Григорий Васильевич Никитченко – артиллерист. Управляющий ширковским отделением Яков Павлович Ефименко – пехотинец. Бригадир тракторной бригады этого отделения Ефрем Емельянович Горбачёв. Замечу, кроме боевых наград за успехи бригады в совхозном производстве, он был награждён орденом Октябрьской революции. Возможно, мною не названы другие фронтовики, проживавшие по ул. Колхозной-Буйневича. Пусть они навсегда останутся в памяти их родных и близких. Намного душевно больней, когда в мирное время из-за тех или иных происходящих конфликтов гибнут молодые парни. Не случайно к выше описываемым мною патриотам добавился человек, в честь которого улица Колхозная переименована в улицу имени Буйневича. Пользуясь статьёй «Настоящие сыновья Отчизны», опубликованной в газете «Красногорская жизнь» 2 марта 2004 года (автор – руководитель кружка «Краеведение» Т. Ефименко), поведаю об этом патриоте нашей Отчизны. В с. Заборье в семье Михаила Никитича и Марии Макаровны Буйневичей родился сын. Его нарекли почитаемым на Руси именем Николай. В 1952г., как и все его сверстники, пошёл в первый класс. Был крепким и озорным мальчишкой – так вспоминают те, кто помнит его. Учился охотно. Жадно изучал все предметы. Днями пропадал в школе, забыв порой и про дом, и про игры на улице. По натуре общительный, легко сходился с людьми. Художественная самодеятельность, спорт, рисование – вот его любимые занятия, которые приносили славу ему и школе, честь которой он защищал на районных состязаниях. Спортивная закалка, знания, полученные за годы учёбы, помогли ему определиться в последующем жизненном пути. В 1962 г. после окончания школы, получив направление райвоенкомата, Николай поступает в Тамбовское военное училище (его он окончил с отличием). Служить его отправили на остров Даманский, в пограничные войска. Служба была ответственна и трудна. Пограничная застава в районе реки Уссури, на советско-китайской границе была, выражаясь современным языком, «горячей точкой». Китайцы регулярно устраивали провокации. Российским пограничникам запрещалось отвечать огнём или переходить к военизированным действиям. Очередная провокация произошла 2 марта 1969 года. В этот день командир погранотряда Иван Стрельников и старший лейтенант Николай Буйневич вместе с группой бойцов пошли осматривать вверенный им участок границы. По пути им доложили, что на о. Даманский китайские провокаторы в военной форме не просто нарушают принятые соглашения, а бесчинствуют. Пограничники получили разрешение на применение оружия. В завязавшемся бою старший лейтенант Буйневич был ранен в обе ноги. Вместе с тоже раненным командиром Стрельниковым и оставшимися от группы бойцами они вели огонь по врагу. Рубежи Советской Родины для них были священны. Варварское издевательство над захваченными китайцами офицером Буйневичем и его товарищами было прекращено активными действиями ближайших погранотрядов. Почти сутки он был жив. Погибших офицеров Ивана Стрельникова и Николая Буйневича похоронили вместе в городском парке г. Имана Приморского края. Парню-пограничнику из Заборья было всего лишь 25! Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при защите границы, старший лейтенант Н.М. Буйневич посмертно награждён орденом Красного Знамени. Одному из рыболовных траулеров по просьбе моряков-дальневосточников было присвоено имя «Пограничник Буйневич».
Ныне, иногда проходя по улице «фронтовиков и вдов», редко встретишь кого из знакомых. Однако радует уютный и ухоженный скверик, в котором при входе в СОШ № 1 на скромном постаменте возвышается бюст Н.М. Буйневича. А память о нём – навсегда в наших сердцах! Как и о тех фронтовиках, кто беззаветно сражался за свою Родину!
Е.П. Комадынко с супругой. |
Н.Е. Марченко. |
С.И. Святогор. |
Н.М. Буйневич. |