Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
В новейшей истории нашей страны произошло много событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. На современном этапе уделяется много внимания нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а это предполагает развитие интереса детей к малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, обучение должно быть непосредственным, развивающим, давать знания, формировать познавательные интересы и способности.
Необходимо ясное понимание того, как построить работу по воспитанию патриотизма у дошкольников.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Целью работы в ДОУ является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Для достижения этого определены следующие задачи: формировать интерес каждого дошкольника к истории своего поселка, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя; воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители — дети — детский сад.
В работе с детьми используем занятия особого вида, главной задачей их является воспитание у детей патриотических начал, стараемся превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному посёлку, где дети знакомятся с достопримечательностями нашего посёлка. Такого рода знакомство с родным посёлком, а затем и страной, в которой мы живём, вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание изобразить то, о чем только что они услышали и увидели. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие чувство любви к своим родным местам, позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру.
В этой работе также используем произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Через народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и формируют личность ребенка в семье, вместе с детьми участвуют в проведении досуга и праздниках, которые стали традиционными для детского сада.
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени. И воспоминания, связанные с ним, мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими гражданами своей страны они станут.