Стихов пленительные строки

Литературная страница
15 февраля 2019

Красногорский район может по праву гордиться своими поэтами, творчество которых известно далеко за его пределами. В этом легко убедиться, обратившись к интернету или к публикациям нашей районной газеты.

Ее подшивка хранится в краеведческом музее школы № 1, и это, пожалуй, один из самых интересных его экспонатов. Листая пожелтевшие страницы, читая статьи о родном крае, рассматривая многочисленные фотографии, особое внимание обращаю на третью страницу, где ежемесячно появлялась рубрика, посвященная местным писателям и поэтам. Она имеет традиционное название – «Литературная страница». Ее можно с интересом читать и перечитывать –  так много здесь ярких образов земляков, картин родной природы, раздумий о прошлом и настоящем Красногорья.

В 1980 году при редакции газеты (тогда она называлась «Путь Ленина») была создана литературная группа, в состав которой вошли О.А. Подвойский (прораб Красногорского крахмального завода), И.А. Красногорский (учитель Яловской средней школы), И.Н. Ключиков (учитель Любовшанской восьмилетней школы), А.С. Пархацкий (пенсионер), А.И. Хандожко (студент БГПИ), О.И. Хомутов (выпускник БГПИ, сотрудник газеты). Участники литературного объединения сами писали стихи и рассказы, готовили к печати произведения местных поэтов 30 – 60-х годов,   а также проводили творческую работу с начинающими авторами. В 80-е годы появилась в газете и «Литературная страница». Здесь сразу стали публиковаться стихи Аркадия  Пархацкого, Олега Подвойского, Петра Хандожко, Александра Белозора и  других авторов. Печатались также отрывки из поэмы Владимира Храмцова «Земляки», посвященной жителям поселка Новая Павловка Батуровского сельсовета.

Пройдемся по «Литературным страницам», познакомимся с творчеством талантливых поэтов, для которых главной была тема родного края. Редакцию газеты и литературную группу интересовали и стихи поэтов прошлого, и современные произведения. Аркадий Пархацкий, Владимир Храмцов, Иван Красногорский, Олег Подвойский, Николай Грибанов, Нина Малявко, Василий Хандожко, Петр Хандожко, Иван Лямцев, Александр Белозор, Владимир Константинов, Александр Лавринов, Мария Шкред… Как много разных имен, и все они несут читателям свое видение мира, наполненного яркими красками, глубокими раздумьями о прошлом, настоящем и будущем родины. Поэтические жанры разнообразны  –  поэмы, стихи, баллады, басни… И где бы ни проживали авторы –  в Красной Горе или в Кибирщине, Летяхах, Яловке, в Брянске или белорусских Гродно и Добруше, в украинском Сокале на Львовщине или далеком Красноярске –  тема малой родины была главной в их произведениях. Хранятся в краеведческом музее и поэтические сборники, выходившие в разных издательствах, как, например, «Красная Гора», «Помнится мне…» Петра Хандожко и другие. Наконец, «Литературная страница» – это не только стихи и поэмы, это и заметки о литературном творчестве, где местные журналисты, учителя-филологи (А. Лавринов и другие) представляют читателю земляков-поэтов. Здесь можно узнать их биографии, увидеть фотоснимки, портреты, прочесть яркие цитаты из стихов.

Необычайно разнообразна и тематика произведений. Пожалуй, нет такой проблемы в прошлом, настоящем или будущем Красногорья, к которой не прикоснулось бы талантливое, яркое, острое, чуткое перо. Чудесные картины родной природы, лугов, лесов, рощ и полей, поэтические образы рек Беседи, Палужи, Полонки, Алисовки, нелегкий сельский труд, история родного края  –  все это не может не заинтересовать читателя.

На «Литературных страницах» чаще всего мы встречаем стихи Василия Хандожко. Каждый его приезд на родину из белорусского города Гродно – это  источник поэтического вдохновения, повод для глубоких раздумий о своей жизни, о судьбах земляков, воспоминания о прошлом, о детстве, которого, увы, не вернуть…

То ль на радость, а может, на горе,

Как  мираж  за собою маня,

Красногорщина иль Красногорье

Снова в юность уводят меня.

«Мое сердце весеннею кровью…»

Почему автор не уверен –  радость или горе принесет с собою встреча с малой родиной? Да потому, что в судьбе родного края заметны не только новостройки, асфальтированные дороги, иномарки, новые средства связи, но и проблемы, которые не удается решить. Это и Чернобыль, и исчезновение населенных пунктов, и невозможность встретиться, поговорить с теми, кто уже никогда не приедет в Красную Гору… Все это созвучно с творчеством другого автора – Владимира Храмцова. Исчез поселок Новая Павловка, где прошли его детство и юность, и на родине поэта встречают лишь «седые березы» и кладбище. Где же земляки?

По градам

И весям

Разъехались все,

Где звонкие песни,

Где вьются шоссе.

«Земляки»

В то же время поднимают настроение читателя картины родной природы. Так, читая поэтические строки Петра Осадчего, мы словно воочию видим весенние сады, цветущие яблони и груши, которые надели, как под венец, свои лучшие платья и «чаруют нас волшебной красотой», чувствуем запахи черемухи и мяты. И тогда милый отчий край кажется поэту поистине чудесным. Восхищает и такая яркая картина в стихах Василия Хандожко, где окрестности Красной Горы – настоящее великолепие:

За речкой, чуть поодаль, синий лес.

Он весь таинственен, суров и чуток.

Кто говорит, что нет сейчас чудес?

Да вот же  –  все вокруг меня как чудо.

«На родине»

Главная река Красногорья – Беседь. Начинается она в Смоленской области, течет через Хотимский и Костюковичский районы Могилевской области и впадает в Сож недалеко от Гомеля. Когда-то по этой реке ходили пароходы, широко разливалась она в весеннее половодье, нелегко было перебраться с одного берега на другой. И сегодня пешеходный мост через реку – одна из главных достопримечательностей Красной Горы. Тема Беседи часто привлекала внимание мастеров пера. Эта река «вся до капельки моя» у Олега Подвойского, «ласковая», «светлая» у Александра Белозора, «красавица», «дивная» у Петра Хандожко, а по словам Василия Хандожко, она, рождая поэтическое вдохновение, «сквозь сердце течет». Эти строки многого стоят: ведь трудно выразить свои мысли и так предельно просто, и в то же время так невероятно глубоко.  По-своему высказал  отношение к нашей реке Петр Хандожко в стихотворении с названием «Беседь»:

Полный восторга, я в чувствах признался,

Милую Беседь любя:

Кто в твоих водах прозрачных купался,

Не позабудет тебя!

Удивительно простыми, ласкающими слух кажутся  стихи Белозора, посвященные Беседи.  Здесь и удачные сравнения, и яркие эпитеты, и радость от долгожданной встречи с родиной:

Наша светлая речонка

Будто вся из серебра.

Здравствуй, отчая сторонка,

Здравствуй, Красная Гора!

«В воду ветви чтобы свесить…»

Беседь привлекает к себе красногорцев, – где бы они ни находились, где бы ни жили, она, эта река, даже дает возможность делать открытия, познавать новое в жизни, наконец, предохраняет от «суеты пустой». Поэтому у Василия Хандожко мы читаем такие строки:

И только сердце знает ту дорогу,

Куда всю жизнь звала меня река.

Лишь там рождалась чистою и строгой

В моих стихах звенящая строка.

«Зов Беседы»

С темой природы Красногорья неразрывно связана тема Родины, России. К ней особенно часто обращались авторы прошлых лет. По-крестьянски просто выражает свои чувства к родной стране Петр Осадчий:

Здесь я шел по жизни,

И учился жить,

И своей Отчизне

Верностью служить.

«Родимый край»

В стихотворении Николая Грибанова Россия близка поэту «за все дворцы, за твои хаты, За покосившийся плетень». Василий Хандожко, волей судьбы оказавшись в Беларуси, с волнением пишет о дружбе и братстве народов, понимает, что «Там, где ведут границу по сердцам, Она потом кровоточит веками…». Поэт просит прощения за то, что не удержал страну от развала…

Тема России созвучна с темой малой родины: Красной Горы, сел, деревень и поселков нашего района. Эта тема – одна из главных в творчестве Владимира Константинова. Поэт не устает прославлять красоту лесов, рек и лугов, при этом ему не нужны дворцы, ему уютно и в своей деревенской хате.

Не забыть мне тебя, не покинуть.

Есть, конечно, другие края.

Только ты мне дарована Богом,

Красногорщина  – песня моя.

«Красногорщина –  край мой любимый»

Обращаясь к читателям, Константинов призывает их не только видеть красоту родной природы, но и гордиться историей Красногорщины.

Хочу вас влюбить в перелески и дали,

Чтоб вы удивились красотам земли!

Про громкую славу отцов наших, дедов

Все лучшие строки мои.

«Все могут слова»

Вот и в поэме Ивана Лямцева «Первопуток» присутствуют картины занесенного снегом  села, удачной рыбной ловли на реке, нелегкого женского труда в крестьянской избе.

Больше всего стихов о Красной Горе мы находим у Петра Хандожко. «Красная Гора» – это  и название его поэтического сборника. Лирический герой постоянно спешит на зов своей родины, древнего Городка. Читая стихи, мы словно вместе с автором прогуливаемся по поселку, видим его «улиц разветвленье», микрорайон Обруб, реки Беседь, Полонку, Алисовку, видим родную школу. Здесь сотни ярких образов улиц, переулков, лесов и полей… Часто встречаются названия «Поляны», «Кремачевщина», «Мишуты», «Каменевщина», «Кремачевский луг», названия, которые современная молодежь, может быть, и не знает. И, конечно, на первом плане образ городища, Городка, – главной достопримечательности Красной Горы. Оказывается,

Там ласковей солнце, светлее,

Там небо не так высоко,

Там воздух и ветер свежее,

И дышится очень легко.

«Городок»

Каждая встреча с Беседью, с Городком, с Красной Горой для Петра Хандожко, приезжающего из соседнего белорусского Добруша, – это  не только источник радости, но и повод  для глубоких раздумий, для грусти. Ведь отчий дом встречает лирического героя «непонятным молчаньем». И все-таки, делает вывод автор, каждая такая встреча – это настоящее везенье. Есть и у Владимира Константинова стихотворение «Красная Гора», где «струится Беседь, вольно катит свои воды». Оно проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что Красная Гора «живет и крепнет».

Но не все так просто в нашей жизни. К сожалению, тема деревни, родительского дома не может не волновать, не вызывать тоски и тревоги за будущее. Ведь у еще молодого автора  Белозора на месте его деревни Александровки «только старые деревья понимают боль» поэта, которому казалось, что этой деревне «жить да жить». А всего в Красногорском районе за последние тридцать лет исчезло 37 населенных пунктов. Но где бы ни находился сегодня человек, где бы ни писал свои стихи, – в любом возрасте ему хочется вернуться в Красную Гору. Василий Хандожко признается, что мечты о родине не оставляют его в покое ни днем, ни ночью. Но как встретит она своего поэта? Радостью или грустью?

Хотел бы я свернуть с пути

И обернуться… И вернуться,

Чтоб по следам своим пройти

И в речку детства окунуться.

«Я вроде бы заснуть хочу…»

Но, как известно, прошлое не вернуть, и лирический герой видит «Мамин дом совершенно чужим», в нем нет прежних хозяев, и гость не смеет ступить за порог. Все вокруг изменилось, и только «под горой за кустами Беседь, словно молитва, журчит». Вот и яркий образ села Летяхи в стихотворении Нины Малявко, большого села, где живет «прекрасный трудяга-народ». Но грустных мотивов все больше… Василий Хандожко грустит уже от того, что древний Городок принадлежит новым жителям. Петр Хандожко просит прощения у своей старенькой хаты, которая становится «чужой». И у Владимира Константинова лирический герой часто приходит на то место, где стоял отчий дом, но только старая калитка с покосившимся столбом встречают его…

Отворить спешу калитку,

Будто там, за ней мой дом.

Только сердцем понимаю:

Дом давно пошел на слом.

«Калитка»

Вот почему в поэтических строках встречается образ сельского кладбища, где похоронены предки, и нужно сохранить в сердце светлую память о них. Поэтому близка авторам и тема семьи, родителей, бабушек и дедушек. У Владимира Константинова часто встречается образ матери, которая хранила в своем сундуке «конверты с пожелтевшими письмами» от сыновей из Воронежа, Смоленска, Москвы, знала наизусть слова из их армейских писем. Мать

По вечерам

в застиранном халате

К станку садилась

и холсты ткала.

Вставала рано,

чтоб успеть по хате,

Да по хозяйству

выполнить дела.

«Мамин сундук»

В стихотворении «Пел поэт, мол, не зову, не плачу… » автору хочется собрать всех родственников за большой семейный стол, но это невозможно, ведь «на погосте улеглись родные». И в последней строфе, как бы обращаясь к Сергею Есенину и возражая ему, Константинов говорит: «Я жалею, и  зову, и плачу…».

Глубоко раскрывается и тема прошлого родного края. У Петра Хандожко в стихотворении «Образ минувшего» красногорская земля  – это сердце древней славянщины, место, где, по мысли автора, «поселился наш предок Радим». Отсюда и такое неожиданное сравнение улиц Красной Горы, раскинувшихся на высоких холмах, с греческими Фермопилами. Многое здесь напоминает о былом, и не только древний Городок, который  «был началом, был Пращуром Красной Горы». Это и старая «Палужская сосна», находящаяся у дороги Красная Гора  – Краснополье возле деревни Палужская Рудня. У Марии Ляшковой  эта  сосна  –  свидетель событий далекого прошлого:

Она все помнит. И лихие годы,

Когда отцы и братья шли на смертный бой,

Они, взглянувши на сосну, молили Бога,

Чтобы живыми возвратиться всем домой…

«Любимая сосна»

Есть у Петра Хандожко и поэма «Князь-жрец», где мы снова встречаем образы красногорского Городка, древних славянских народов, а фамилия «Хандожко», оказывается, происходит от хазарского «Хан» и варяжского «Дож»…

И, наконец, многие авторы с чувством глубокой ностальгии утверждают, что именно в прошлом у них были «хорошие годы», когда, как у Белозора, «время …было лучше»,

Река не казалась ручьем,

И солнце, взойдя над мостом,

Не скоро садилось за тучи…

«В Красной Горе»

Для авторов, как живущих вдалеке от родины, так и для тех, кто должен из родной деревни часто добираться до районного центра, близка тема дороги. И вот они, эти постоянные путешествия из городов Брянска, Клинцов, Новозыбкова, Гомеля, Гродно, Сокаля в Красную Гору, Кибирщину, Александровку, Яловку, несуществующую Павловку… Романтика! В стихотворении Белозора «Попутной не жду я машины» автор замечает, что для него  все же привычней пройтись пешком. И мы словно воочию видим дорогу от Красной Горы до Александровки через Палужскую Рудню, Ивановку с ее колодцем, Лотаки, Ларневск и Морозовку. Здесь и асфальт, где можно «поймать» попутку, и проселочная дорожка, «где шепчут осины, Березы  да сосны кругом». И она, эта «дорожка к любимому дому», видна далеко-далеко…

Не обошли вниманием наши поэты и тему сельского труда. Яркий тому пример –   стихотворение Василия Хандожко «Косарь». Автор признается, что его всегда «стог сена манит», и с упоением показывает читателю, как «бьются косы в руках плывущих косарей», тружеников, которые знают «азарт сенокоса». Здесь и такие неожиданные сравнения поля с морем, косы с блестящей рыбой, которая готова «за счастьем нырнуть». А, по словам Белозора, крестьянин «в движеньи  с колыбели до седин». И в стихах этого поэта мы часто встречаем образ простого сельского жителя, что «живет не славы ради, а живет трудом земным». Его, крестьянина, «Так притянут огороды, Что ни шагу от земли».

Труд пастуха, «шустрого пацана», который в «неполных десять лет» овладел этой нелегкой профессией, описан в стихотворении Николая Грибанова «Частица моей жизни». Автор утверждает, что в деревне не сможет жить тот, кто не «желает с ней дружить», кто не хочет трудиться с раннего утра дотемна  зимой и летом.

Там, где живут родные и друзья, где человек испытывает светлые и радостные чувства, не может не появиться тема любви и дружбы. В стихотворении Василия Хандожко «Улыбка» мы видим, как, улыбаясь, девушка способна сердце обжечь взглядом, а от таких улыбок весь мир становится добрее. Тот же автор рисует «Страну любви», где снова можно стать молодым, где появляется «рифм воздушный хоровод». Чириканье воробышка, крик петуха предвещают и удачливый день, и рождают «любовь и стихи». Поэт призывает нас к любви и братству, «но что-то медлят братство и любовь»…

Не могут не волновать и проблемы нравственности, чести и совести. Василия Хандожко беспокоят такие пороки, как пьянство, когда в итоге «стынут в безлюдье деревни». Людям нужно почувствовать «сердца обжигающий стыд», ведь человек в ответе за добро, ему «нужно в сердце сохранить благодарность людям». Отсюда и тема гуманизма, чего так не хватает современному человеку. «Нельзя стыдиться жалости, мать доброты она», – утверждает поэт в волнующем стихотворении с простым названием «Жалость».

Воспитывать людей, бороться с недостатками, формировать «чувства добрые»  – задача мастеров пера. Поэтому часто обращаются авторы к теме поэта и поэзии. Николай Грибанов, размышляя о свободе слова и печати, высказывает мысль о том, что богатый и сытый сможет издать «любую повесть». Это правда. Но для читателей нужны такие стихи, поэмы и повести, в которых «отражена жизнь народа смело и правдиво». И Белозор призывал писать стихи, в которых не было бы «лжи, пустоты любого рода». А если при этом произведения окажутся «грустными», как у Василия Хандожко, то лишь потому, что много было в жизни потерь, а удача не может наградить деньгами и счастьем. Мир суров, «а временами страшен», так что поэту и читателю нужно перестать верить в красивые сказки. Но надежда все-таки живет, ведь без нее человек не может быть по-настоящему счастлив.

Почти в каждой «Литературной странице» обращаются авторы к проблеме Чернобыля. В стихотворении Ульяны Мельниковой, уехавшей в Орловскую область, перед нами образ Яловки, зоны отселения. В прошлом – это один из самых больших населенных пунктов Красногорского района. А сегодня там «в огородах растет лебеда», поля не засеяны, многие жители разъехались по чужим краям. И нельзя без волнения читать строки:

На чужбине дом свой не забыла я,

И его мне так жалко до слез.

Он стоит с опустевшей скамеечкой

Между старых ветвистых берез.

«Мой родной уголок»

В стихах Михаила Слезко, посетившего в 1995 году родное село Заборье (тоже когда-то одно из самых многолюдных в районе), лирический герой находит только

Забитые двери и окна,

Тропинок не видно к крыльцу,

У белой березы высоко

Дождинки бегут по лицу.

« Ушла деревня, бросила усадьбы…»

И наконец, раздумья о будущем родного края. Стихотворение Петра Осадчего «Мечты», написанное более полувека тому назад, наполнено оптимизмом, верой в лучшее будущее, которое можно приблизить честным трудом. Автор хочет, чтобы не было вражды на свете, чтобы  «раздоры сгинули во мгле». Эта мысль так актуальна сегодня, когда и на территории бывшего СССР, и на других континентах неспокойно. «В светлые мечты мы твердо верим», – пишет Осадчий. Наверное, читатели той поры вполне разделяли оптимизм поэта, думая о будущем страны. Авторов  «Литературной страницы» и в 90-е годы волновало будущее Красной Горы. Что ждет ее в новом столетии? Какие проблемы предстоит решать землякам? У Василия Хандожко даже появляется образ астролога, который «все знает, но молчит». Стихи Владимира Константинова наполнены тревогой за судьбы родного края.

Земле моей уж сотни лет!

Ты за себя стоять умела!

А в новый двадцать первый век

Ты устоишь? Сказать не смею…

«Ты мне  –  мой Бог»

О Красногорье сегодня говорят и пишут поэты, журналисты, общественные деятели, политики. Но хорошо ли мы знаем историю родного края? Понимаем ли то, что происходит сегодня вокруг нас? Что ждет нашу малую родину впереди? Ответы на эти вопросы не могут не волновать и современного читателя. Ведь сложных задач, которые предстоит решать землякам, ничуть не становится меньше. И поэтому волнующими  кажутся глубокие  раздумья  Петра Хандожко:

Древний Городок к себе зовет,

Предков зов я чувствую душою.

Много тайн он знает, бережет.

Может, мне одну еще откроет.

«Беседь спит в тени прибрежных круч…»

Какую тайну хочет знать поэт? Может быть, открыть ее поможет нам искусство слова? Именно поэтому хотелось бы и дальше видеть на страницах «Красногорской жизни» произведения местных поэтов и прозаиков. Важно только, чтобы в них глубоко и правдиво раскрывались сложные проблемы родного края, давались ответы на волнующие читателей вопросы, звучали не только грустные, но и радостные мотивы, была  уверенность в будущем.

 

Автор: Владимир Снытко.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
17 апреля 2024, 15:10

Ветеран войны из Красногорского района Брянщины отметил свой 97-й день рождения

Сегодня, 17 апреля, свой 97-й день рождения отметил ветеран Великой Отечественной войны из деревни Любовшо Красногорского района Михаил Андреевич Пешков.

17 апреля 2024, 14:20

Александр Михайлович Пенчуков, глава Колюдовского сельского поселения Красногорского района Брянщины, считает, что, защищая страну и своих братьев-славян, российский народ ещё больше объединится

Российская армия продолжает успешно проводить денацификацию Украины. Североатлантический альянс, по-прежнему нацелен на эскалацию конфликта, и Запад продолжает изыскивать средства для вооружения ВСУ.

17 апреля 2024, 12:54

Жителям брянской Красногорщины об удобстве Госпабликов

Госпаблики – это официальные страницы государственных учреждений в российских социальных сетях, площадки для донесения нужной информации до конкретной аудитории.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in