Красногорское село Перелазы Брянщины сохраняет традиции

Год культурного наследия народов России
08 октября 2022

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Я родилась в селе Перелазы Красногорского района, и это моя малая родина. Здесь жили и живут очень трудолюбивые и творческие люди.

В народе говорили: «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Когда умелый человек возьмётся, в руках его и снег в пламени костра водой прольётся». О ком все эти пословицы? Конечно, о мастерах своего дела, умельцах — золотые руки!

В далекие времена, когда ещё не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни всё необходимое создавали собственными руками: посуду, орудия труда, одежду. Мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали всё свое умение, всю душу, поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали.

Основной вопрос, который у меня возник: «Возможно ли возрождение и сохранение ремёсел в современном мире?». Я задумалась над ним и решила в рамках 2022 года — Года культурного наследия народов России, провести исследовательскую работу на тему: «История и состояние народных промыслов села Перелазы». В ходе своего исследования я хотела убедиться в том, что народное ремесло не забыто.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров — ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, то узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.

При подготовке и написании работы я изучила литературу по краеведению нашего села, летопись с. Перелазы, папки-накопители «Перелазы за далью веков прошлого и настоящего», «Люди нашего села», встречалась со старожилами, посетила дома народных умельцев, побывала на экскурсии в школьном музее (заведующий музеем Н.И. Довыденко), музее СДК, где хранятся предметы, сделанные руками наших мастеров – умельцев. Проделав такую работу, мне удалось собрать материал о ремеслах и промыслах села Перелазы и узнать о самих мастерах — умельцах моей малой родины.

Передо мной стояли задачи: собрать материал о ремеслах и промыслах села; выявить мастеров, занимающихся различными ремеслами; систематизировать и обобщить материал о них; пробудить интерес жителей села, подрастающего поколения к изучению истории и культуры родного края; развить навыки исследовательской работы в области исторического краеведения.

САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА, САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создает будущее и всегда готов стать на защиту Родины. Для того, чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, её жизнь, которая неотделима от народных промыслов.

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворённая в тысячелетиях память народа, неписаная, но сохранённая его жизнью и трудом.

Промыслы, народно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров, опыт мудрого, трудолюбивого народа. И каждая, сделанная ими вещь продолжает нескончаемую песню народного творчества, в которой человек отразил свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.

В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а самого прокормит». И любить свой край, свою Родину можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных строений и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям. Ведь источником вдохновения людей всегда служит красота родной природы. Ее поэтические образы мастера воплощают в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, игрушках для детей… Недаром считается, что в изделиях народных промыслов проявилась и запечатлелась сама душа нашего народа: любовь к жизни и вера в светлое будущее. И нужно чтобы эта красота, созданная добрым молодцем или доброй девицей, опыт мудрого, трудового народа постоянно возрождался, чтобы хоть капельки памяти сохранились в душах людей, чтобы всегда и везде прославляли «сердце доброе, щедрость разума, руки искусные люда русского».

Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.  Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны в нашей стране, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Шаг в историю села Перелазы

У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села Перелазы уходит своими корнями в далёкое прошлое. Перед тем, как перейти к изучению ремёсел в нашем селе, я решила изучить материал об истории возникновения села. Не зная историю, нельзя говорить о занятиях ее жителей.

Село Перелазы Красногорского района расположено в 12 км на запад от пгт. Красная Гора, на берегу речки Дороговши. Зародилось оно в 1530 году.  Первый житель села был крестьянин-беглец – некто Протас. С женой и тремя детьми пробрался он через реку Дороговшу в невероятно трудных условиях. Переправившись на правый берег, Протас глубоко вздохнул и промолвил: «Слава Богу, перелез — перебрался!». Это место и стало называться курень Перелаз. К Протасу начали собираться такие же беглецы и селились в чаще леса. И тогда курень Перелаз переименовали в хутор Перелаз. В хуторе появились люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки и даже литовцы. По фамилиям начали называться и улицы: Морозовка, Афимёновка, Булаховка, Лапоуховка и т.д. Прошло время. Сменились поколения, а названия улиц активно употребляются до сих пор.

Вся земля, на которой сейчас располагается село, была покрыта лесом. Через 30 лет в курене насчитывалось около 30 домов, хутор становится известным далеко за пределами   своей округи, т.к. первые поселенцы занялись сплавом леса. Строилось жильё, расширялись пахотные земли.

Хутор Перелаз к 1612 году уже насчитывал около 200 домов и стал называться деревней Перелаз.

Деревня Перелаз стала популярным названием и во времена войн: польской (1609 г.), шведской (1707 — 1709 гг.) и Отечественной (1812 г.). В эти войны деревня Перелаз занимала стратегическое положение и известна в летописи как Военный Караул.

К 1825 году деревня превратилась в огромный населённый пункт с количеством 600 домов. Благодаря находке клада бедной женщины Н. Дворяковой, в деревне в 1830 году была достроена церковь Свято-Василевская. С этого времени деревня Перелаз стала называться селом. Но церковь просуществовала недолго (28 лет). Весной в 1858 году по неосторожности прислуги попа — церковь сгорела, а вместе с ней сгорел и дом попа Ефима, церковного старосты Моргача и ещё 200 домов прихожан-перелазцев. И сейчас эта улица в памяти жителей села сохраняет за собой название «Погореловка».

К 1860 году в селе Перелазы насчитывалось 900 дворов. Новую церковь начали строить в 1862 году, а 1930 году по постановлению храм был закрыт.

До революции 1917 года село Перелазы было огромное (2300 жителей), но очень бедное. Бедное оно было потому, что малоземельное, отдалённое от городов, и многие из семей уходили на отходные заработки. Но многие были вынуждены заниматься промыслами и ремеслами на местах. Это было необходимо, чтобы прокормить себя и семью из-за нехватки пахотных земель и угодий.

Первый колхоз в с. Перелазы был организован в 1929 году в объединении Корьма под названием «Красный пахарь». В 1927 году в селе организовано было три товарищества по совместной обработке земли — «ТОЗы», а уже в 1930-1931 гг. все Перелазы были коллективизированы. В сельском совете было семь колхозов: «Наука», «Техника», «Колос», «12 Октябрь», «Красный пахарь», «Сеятель» и «Ковалёвка».

1941 год — грянула Великая Отечественная война. Немецкие войска оккупировали Перелазы. В 1943 году при отступлении фашисты в селе сожгли все школы.

После войны село Перелазы, как и вся страна, стало на путь мирной жизни: построили новую среднюю школу (1969 год), Дом культуры, ФАП, почту, магазины.  Люди с большим энтузиазмом работали в колхозе, организациях, строили и возрождали своё село.

Не утеряна была и творческая ниточка перелазских людей. Старожилы рассказывают, что народными промыслами и ремеслами занималось чуть ли не всё население: плотничество (столярное, постройка домов с отделочными работами, резьба по дереву), вышивка, ткачество, плетение из ивовых прутьев, шитьё овчинных полушубков (кожухов), валяние валенок, жестяницкое ремесло (жестяные грубки и крыши), кузнецкий промысел.

Вышивка

Вышивка — из самых распространённых видов рукоделия. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Путем приложения своего труда русские женщины преображали белую ткань холста в красиво украшенную вещь. На льняном полотне возникали узоры один краше другого: птицы, фрукты, цветы совсем диковинные, а иные, как снежинка на стекле морозном. С раннего детства девочки учились вышивать и в бедных семьях, и в богатых. Стремление к красоте у них было таким, что постепенно в каждой избе появились пяльцы, которые переделывали из решёт, а потом уже стали и покупные. В беседе с мастерицами мы узнали, что раньше к 13-15 годам девочки должны были приготовить себе приданое. Посмотреть его собирались и местные жители. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. Вышитыми полотенцами украшали иконы, зеркала, окна, фотографии на стенах. Под тихий говор да песню готовилось приданое.

Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение деревьев, птиц, растительности. Для нашей местности (с. Перелазы) характерно сочетание разной техники вышивания. Северная вышивка перекликается с украинской, белорусской. В послевоенные годы этот труд помогал выжить.

К счастью, в нашей местности есть женщины, к которым я обратилась за консультацией. Они до сих пор не мыслят себя без этого рукоделия. Многие из них занимаются вышивками по сегодняшний день. Других подводит уже здоровье, зрение. Но они по-прежнему любят своё дело. С большим удовольствием показывали мне свои вышивки и рассказывали о них. Вот о таких мастерицах нашего села по вышиванию я хочу рассказать.

Самыми мастеровыми рукодельницами села Перелазы считались: Анна Михайловна Макусева, 1939 г.р. (Самураева), Анна Прокофьевна Боровик и Пелагея Прокопьевна Руденок (Мисниковы — сёстры), Екатерина Григорьевна Поленок (Лагутова). Они славились в селе как вышивальщицы.

 

 

Автор: Нина Капусто, библиотекарь, с. Перелазы.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
23 апреля 2024, 15:24

Валентина Пархацкая, начальник экономического отдела администрации Красногорского района:  «Губернатор Брянщины в своём докладе перед депутатами облдумы  отразил достижения региона в разных отраслях»

Начальник экономического отдела райадминистрации Валентина Пархацкая поделилась своим мнением об услышанном в отчёте главы региона перед депутатами облдумы, с которым он выступил сегодня, 23 апреля:

23 апреля 2024, 14:18

Ольга Петровна Куча, директор Любовшанской средней общеобразовательной школы Красногорского района Брянщины, считает, что россияне всегда защищали и будут защищать свою Родину

Российский народ в трудную для Отчизны годину всегда становился на её защиту. Период испытаний выпал на долю россиян и сейчас. Многие наши соотечественники наряду с военными в ходе СВО выполняют героическую миссию, сражаясь против возродившегося на Украине фашизма.

23 апреля 2024, 11:37

Василий Глушаков, заместитель главы администрации Красногорского района: «В регионе чётко налажено взаимодействие законодательной и исполнительной органов власти, что позитивно влияет на развитие Брянщины»

Сегодня Губернатор Брянщины Александр Богомаз выступил в Брянской областной думе с докладом о работе регионального правительства и развитии области по итогам 2023 года.  В администрации Красногорского района была организована площадка с трансляцией из регионального парламента. В нашей беседе заместитель главы администрации Красногорского района Василий Глушаков прокомментировал доклад Губернатора:

23 апреля 2024, 10:31

Для садоводов и огородников брянской Красногорщины

 Готовим лук-севок к посадке

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in