«Передо мной открывался новый мир»

История родного края таит в себе ещё много загадок и открытий.
И как подтвержденье этому – жизнь и судьба Богдана Ивановича Ханенко, родившегося 23 января 1849 года в с. Лотаки в семье коллежского секретаря Ивана Ивановича Ханенко из знатного, но обедневшего дворянского рода, и Екатерины Богдановны, дочери генерала Богдана Богдановича Нилуса, кавалера ордена Святого Георгия IV класса.
Как же отпрыск дворянского рода из далёкой Лотаковской волости Черниговщины (Прим. автора: ныне Красногорский район Брянской области) стал одним из известнейших и уважаемых людей своего времени? Успешным промышленником, коллекционером. В этой статье, подготовленной по различным источникам, – попытка ответа на данный вопрос.
Думается, родители Б.И. Ханенко прекрасно понимали силу просвещения: образование их смышленый сын получил в Москве. Сначала окончил Первую гимназию, в 1871 году – юридический факультет Московского университета кандидатом права. С 1873 года служил в Петербурге в департаменте юстиции мировым судьёй. А через год женился на Варваре Николаевне Терещенко, дочери богатого «сахарного короля». В Петербурге и произошло знакомство его с антикварами и появился интерес к коллекционированию. Были куплены полотна итальянцев Ладзарини, Франческини, Либери, Рупполи, нидерландца П. Брейгеля Младшего. Богдан Иванович писал: «Я довольно близко сошелся с пейзажистом Шишкиным, бывал у Крамского, встречался с Айвазовским, Риццони, Куинджи… Я заинтересовался российской живописью, стал посещать выставки картин, ходил в мастерские художников и начал присматриваться к их работам… Передо мной открывался новый мир, и с тех пор призвание мое определилось, – я уже бесповоротно принялся изучать старинную живопись и убедил себя собирать произведения».
Среди первых приобретённых полотен – работы Левицкого, Кипренского, Боровиковского, Репина, Перова, Брюллова — гениев русской живописи.
В 1876 году Ханенко назначается членом Варшавского окружного суда и выезжает с женой в Польшу. Там был продолжен сбор коллекции. Супруги бывали на аукционах в Вене, Мадриде, Риме, Берлине. Покупали полотна и предметы старины, скульптуры, изделия античной культуры, искусство Ближнего и Дальнего Востока. Любили живописцев Нидерландов, Фландрии, Голландии, итальянских мастеров конца XIV–XVIII веков. Около 100 уникальных полотен, большая часть скульптур и изделий прикладного искусства были приобретены из выставленных на распродажу в Риме и Флоренции известных собраний принца Боргезе, герцога С. Е. ди Вердуа и других. Бесценным пополнением коллекции стали полотна живописцев эпохи раннего Возрождения, Ф. Чезаре, Дж. Рейнолдса, Ф. Сурбарана, а также потрясающий «Портрет инфанты Маргариты» Д. Веласкеса и уникальный диптих «Поклонение волхвов». Ханенко постоянно учился сам и консультировался у самых известных отечественных и европейских искусствоведов.
В отставке в 1881 году поселился с женой в Киеве, в доме № 15 на Алексеевской улице, участок перешёл в 1888 году от отца Варваре Ханенко. Стиль интерьеров дома формировался в 1889 – 1895 годах по эскизам М. Врубеля, В. Котарбинского и Мельцера. Они были неповторимы.
Ханенко в Киеве постепенно становится знаменитой фигурой в финансовых и торговых кругах. Принимает участие в работе многочисленных коммерческих организаций и просветительских учреждений. Возглавлял с 1892 года Южно-Русское Общество поощрения земледелия и сельской промышленности («Земледельческий синдикат»), с 1896 года – правление Общества свекольно-сахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко, Общество по распространению коммерческого образования, Киевский комитет торговли и мануфактур. Входил в управления нескольких киевских банков. В начале 1890-х годов — член Всероссийского товарищества сахарозаводчиков, Киевского Биржевого товарищества.
Его супруга Варвара Николовна была одной из первых собирательниц древнерусских икон, наряду с С.П. Рябушинским, Г.М. Прянишниковым. Вообще – коллекционирование это было увлечение семьи Терещенко.
В 1891 году для быстро растущей художественной коллекции была сделана двухэтажная пристройка, поэтому изначальный вид главного фасада особняка изменился, между окнами второго этажа появилось рельефное изображение герба рода Ханенко.
В 1894 году в Киеве было принято решение о создании городского музея. Собравшись вместе с представителями власти, меценаты Тарновский, Симиренко, Терещенко, Бродские, историки Лазаревский и Антонович наделили Ханенко главными полномочиями по его созданию. Составив устав музея, он возглавил строительный комитет, хлопотал перед Николаем II, и царь выделил 50000 рублей из казны на музей. Остальные деньги Ханенко собрал с меценатов Украины. Проводил раскопки за свои средства в Киевской губернии для пополнения будущего музея. 21 сентября 1887 года было торжественно заложено здание городского музея, а в 1904 году его освятили. Здание музея разработал архитектор В. Городецкий по проекту П. Бойцова. В день открытия Киевский художественно-промышленный и научный музей (сейчас – Национальный художественный музей Украины) насчитывал 3145 экспонатов, личные экспонаты супругов Ханенко оценивались в 134000 рублей.
В 1906 – 1912 годах Б. И. Ханенко – выборный член Государственного Совета от промышленников. В 1916 – 1917 годах был членом совета Санкт-Петербургского частного коммерческого банка. Состоял в партии октябристов.
В 1913 году Ханенко купил у Ольги Терещенко (сестры жены) унаследованный ею дом № 13, перевёл его на имя Варвары Ханенко и построил вместо трёхэтажного большой шестиэтажный доходный дом, второй этаж которого, соединённый с домом № 15 дверями, позже заложенными, предназначался для расширения экспозиции коллекции. Начало I мировой войны и последующие события помешали осуществлению этого замысла. В 1915 году Ханенко эвакуировал наиболее ценную часть коллекции в Москву, в Исторический музей.
Богдан Иванович долго болел, в 1916 году у него обострилась эмфизема лёгких. Он составил завещание, по нему коллекция передавалась в дар Киеву. В 1917 году было составлено ещё одно завещание — перед смертью Ханенко оставлял все свои капиталы музею. В том же 1917 году его жена Варвара Николаевна возвратила коллекцию из Москвы. После освобождения Киева, по дарственной от 15 декабря 1918 года Варвары Ханенко, их коллекция была передана Государственному музею западного и восточного искусства, хотя её неоднократно предлагали вывезти за границу.
Похоронены Богдан Иванович и Варвара Николаевна Ханенко (умерла в 1922 году) у стен Михайловской церкви Выдубицкого монастыря в Киеве.
На их могиле долго стоял простой металлический крест с жестяной табличкой, который поставила верная горничная Дуняша. После смерти Варвары Николаевны загадочным образом исчез личный архив семьи. Есть версия, что его после смерти Варвары Николаевны сожгла ее родная сестра. Два ее портрета, написанные в Париже, были утеряны во время войны. Но уцелели фотографии.
Ни один из 10 пунктов условий дарственной по передаче музея государству практически не был выполнен. С фасада дома Ханенко сбили герб. Советское искусствоведение не торопилось отдавать дань меценатам. Уникальное собрание потеряло много шедевров (во время Великой Отечественной войны немцы вывезли 350 полотен, 2 тысячи гравюр, около 500 произведений декоративного искусства, в разные годы экспонаты продавались, менялись, а то и «терялись» в различных музеях СССР и мира).
В 1923 году имена основателей убрали из названия музея, так как они «не имели заслуг перед революцией». И только в 1999-м, к 150-летию со дня рождения мецената, их вернули, назвав его «Киевский музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко». И всё стало «на круги своя». Имя нашего земляка не потерялось во времени и заняло по справедливости своё место в истории.