Через чтение дети познают мир
Думаю, что многие знакомы с таким утверждением, что художественная литература играет важную роль в развитии детей. Книга помогает расширить кругозор, развивает память и внимание.
Не только в детском саду, но и дома, надо учить малышей познавать многогранный мир книг. Хорошая литература – воспитатель, учитель и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Дети только постигают азы чтения, и необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. Знакомство с книгами постоянно нужно продолжать.
Как же привить детям интерес к чтению? Первые книги читают взрослые. Многие из них после такого прочтения и заучивания наизусть, даже играют в чтение. Водят пальчиком по строчкам и делают вид, что «читают». Это хороший знак – значит ребенку интересна книга, и он хочет научиться самостоятельно читать то, что ему зачитывают взрослые. Поэтому, читайте сами, читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?
Книга должна соответствовать возрасту ребёнка. Выбирая её, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц. Иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки. При этом надо замечать, какие у ребенка интересы. Мальчики читают «про машинки», девочки – «про куколок», и у каждого ребенка есть свои желания и свои персонажи. Книги по интересам особенно важны для дошкольников. Ведь они еще неусидчивы. В книжный магазин нужно идти только с ребенком! И тогда, если родители апеллируют к интересам ( «тебе же эта книга понравилась, помнишь?»), ребенок более благосклонно отнесется и к самой книге, и к чтению. Так малыши подтверждают собственный выбор и свои решения. Преподнося книгу в подарок, сделайте дарственную надпись с добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания. Книги объединяют поколения. Они – помощники родителей в решении воспитательных задач. Учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают, заставляют детей и взрослых смеяться и плакать, приносят утешение и указывают выход из трудного положения. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера.