Изменения в ЕГЭ по русскому языку
«Русский язык – самый простой предмет», – так привыкли думать многие выпускники. Ну а как же иначе? Ведь его мы учим с первого класса, постоянно говорим и пишем на нём. Важно понимать, что пользоваться русским языком в повседневной жизни – это не значит быть способным, успешно сдать экзамен.
Изменения 2023 года в ЕГЭ это подтверждают – появились задания повышенного уровня сложности. Теперь выпускникам надо выстраивать новую стратегию подготовки.
Изменение порядка заданий 1- 3 упрощает работу с текстом, делает её этапы более логичными: от подбора подходящего по смыслу слова до стилистического анализа.
В заданиях 2 и 4 изменена формулировка, система ответов (множественный выбор), расширен спектр предъявляемого языкового материала. Если раньше от учеников требовалось выбрать один ответ, то теперь вариантов ответа несколько, кроме того, в этом году обновился орфоэпический словник.
В задании 5 расширен предъявляемый языковой материал и также обновлён словарик паронимов.
Усложнилось и 9 задание. Изменилась его формулировка, теперь оно по формату аналогично орфографическим заданиям 10–12. Если в прошлом году старшеклассникам требовалось знать лишь типологию безударных гласных в корне слова, то теперь нужно разбираться в орфографических нормах и заучивать правописание слов-исключений и слов с непроверяемой гласной в корне.
Заданиям 3, 21 и 26 присвоен статус заданий повышенного уровня сложности с учётом расширения языкового материала. Изменены критерии оценивания заданий 8 и 26. Вместо 5 и 4 максимально возможных баллов соответственно теперь правильно выполненные задания оцениваются по 3 балла. Изменение системы оценивания заданий 8 и 26 означает, что количество ошибок, попадающих в определенный диапазон, будет оцениваться одинаковым количеством баллов. Если раньше ученик, допустивший в задании 8 1 ошибку, получал за него 4 балла, а допустивший 2 — 3 ещё меньше, то теперь они оба получат по 2 балла. Тот, кто решает эти задания на большее количество баллов, оказывается в невыгодном положении. Выход: учиться решать оба задания на максимум.
Изменены правила оценивания сочинения
Формулировка задания 27, изменён максимальный балл по критерию К2 (комментарий к проблеме исходного текста), теперь он составляет 5 баллов , а не 6, как раньше. Это означает, что ученики больше не могут получить дополнительный балл исключительно за указание характера связи между примерами-иллюстрациями. В работе должен быть представлен её анализ. Комментируя сформулированную проблему, ученик должен пройти обратный авторскому мыслительный путь, увидеть аспекты проблемы и проследить их взаимосвязь.
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической ошибки. Теперь наличие фактической ошибки, связанной с пониманием текста, не ведёт к потере всех баллов по критериям К1–К4. При этом максимально возможный балл по К2 снижается с 5 до 2. Нормы стали мягче.
В связи с вышеперечисленными изменениями снизился и максимально возможный первичный балл с 58 до 54. Это значит, что каждый первичный балл будет значить ещё больше, цена ошибки возросла.
На экзамене ребёнок должен демонстрировать не умение зазубривать материал, а умение работать с информацией, рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.