В Брянске к весне отремонтируют лестницу у кардиоцентра
Она обратила внимание на неудовлетворительное состояние лестницы, которая ведет от кардиоцентра ...
(Светлой памяти Александра Андреевича Хандожко)
Еще совсем недавно, скажем, год, а то и полгода назад такие слова в названии статьи могли показаться нелепостью, словами о том, чего не может быть, чего нельзя даже представить! Теперь всем нам, знавшим, а тем более близко знавшим Александра Андреевича Хандожко и долгое время дружившим с ним, придётся к этому привыкать! Как ни больно, как ни горько это осознавать!
Пишу и сам удивляюсь тому, что пишу! Умом, хотя и с трудом, понимаю, что его уже нет с нами, а сердцем своим не верю, не хочу верить! Как это: я приеду в Красную Гору в отпуск, а его нет?! И я ему не позвоню и не скажу: «Саша, друг мой, привет! Я уже в Красной Горе, утром приехал, заходи в обед или вечерком, пообщаемся». И он примчится на велосипеде ли, как в последние годы, пешком ли, но в тот же день встретимся обязательно. А во время застольного общения, поговорив «за жизнь», вспомнив своих друзей, послушав его анекдоты, наступит момент, когда он скажет своё хорошо известное: «Хватя!» — сказала Катя!». Увы, не придёт, не скажет… Не стало близкого, родного по духу человека, с которым я был дружен более 50-ти лет.
В 2014 году в нашей газете была опубликована моя статья «На перекрестке судеб и дорог» к 65-летию Александра Андреевича. Все, что написано тогда, можно повторить и сегодня, спустя семь лет, но я позволю себе привести из неё всего лишь один небольшой отрывок.
«Многие…разъехались по стране, но время от времени приезжая в Красную Гору, всегда считают своим долгом встретиться с Александром Андреевичем. Речь не о каком-то внешнем долге и обязанности, а о внутренней потребности, поскольку они не представляют (и представить не могут!) себе такой ситуации, чтобы быть в Красной Горе и не встретиться с ним. Они уезжают и приезжают, а он в Красной Горе как незаменимый постовой на перекрестке судеб и дорог».
Что к этому можно добавить? Только то, что вот эта мысль о невозможности представить себе, что, приехав в Красную Гору, не встретишься с ним, семь лет назад была простым предположением, тем, что можно исправить в следующий раз. Сейчас же, после 4 сентября 2021 года, очевидно, что ничего исправить уже нельзя, следующего раза не будет, не будет никогда! Уверен, эта мысль нестерпимо больно терзает сердца очень многих его друзей и знакомых. Теперь его уход из жизни надо признать как факт. Об этом, например, мне уже прислала sms Ольга Дмитриевна Поленок (Долгая). Они были соседями по улице Советской, общались с детских лет, дружески продолжали общаться и во взрослом возрасте. Ей тоже трудно представить, что больше с ним не встретится…
18 сентября Александру Андреевичу могло бы исполниться 72 года. Могло бы, но не исполнится, до них он не дожил ровно две недели.
Ученые утверждают, что человек – это единственное живое существо, которое может улыбаться. Более того, это качество является врожденным. Человек с самых ранних дней жизни способен улыбаться в ответ на доброе, ласковое слово и улыбку взрослого. К чему это я? К тому, что этим умением улыбаться Александр Андреевич был наделён так, как редко кто другой. Все, кто его знал, все, кто с ним общался, могут вспомнить и подтвердить мои слова, что при встрече, здороваясь, он всегда делал это с открытой и доброй улыбкой. Конечно, он мог быть и серьезным, и задумчивым, озабоченным, грустным. Но это наедине. А общение с другими, даже мимолетное, всегда начиналось с улыбки.. Улыбка шла на шаг впереди него. Он ещё не поздоровался, а улыбкой уже одарил. И это не могло не вызвать такой же ответной реакции
А ещё он заразительно смеялся. И смеялись все, общаясь с ним. Он обладал хорошим чувством юмора и умел мастерски рассказывать анекдоты. Одним из его любимых артистов в последнее время был Игорь Маменко. Но если Маменко можно просто слушать, то Александра надо было видеть. Мимикой и жестами он умел обыгрывать рассказываемую ситуацию настолько, что даже не очень смешной анекдот оказывался смешным и всегда вызывал здоровый смех слушателей. Поэтому при встрече с ним многие сразу же просили: «Андреевич, новый анекдот есть?». И, как правило, анекдот находился. Но Александр Андреевич умел не только анекдоты рассказывать. Он был мастером художественного слова в широком смысле – был незаменимым тамадой на свадьбах, юбилеях, праздничных застольях, умел проникновенно сказать и на поминках.
Я хорошо знал, близко общался и дружил со многими известными работниками культуры в Красной Горе, которые были признанными мастерами своего дела. Имею в виду Александра Полозова, Юрия Богданова, Василия Толстякова, Валерия Колоненко. К сожалению, все они уже ушли из жизни. Теперь к ним присоединился и Александр Хандожко. Но даже на их фоне Александр Андреевич выделялся разносторонностью своих талантов. Он играл на нескольких музыкальных инструментах, пел, танцевал, декламировал стихи, участвовал в спектаклях, выступал в роли ведущего и конферансье на разных концертах и мероприятиях, отлично рисовал. Правда, рисовал не картины, а доски Почета, стенды, вывески, плакаты. Некоторые из них и сейчас красуются в нашем райцентре.
Совершенно очевидно, что, помимо чисто профессиональных и творческих достоинств, у Александра Андреевича было еще одно достоинство — незаурядное и незаменимое – умение общаться, умение дружить и ценить дружеские отношения. Этим обладают далеко не все. Это как талант: есть – есть, нет — нет! У него такой талант был, можно даже сказать, что он был талантливым мастером межличностного общения. В числе тех, с кем он общался, были люди разного возраста и социального положения, и со всеми он находил общий язык. Без преувеличения – Александр Андреевич представлял собой своеобразный магнит, к которому тянулись разные люди, попав в поле притяжения его личности. Здесь уже речь об его замечательных личностных качествах, таких, как: открытость, честность, верность, порядочность, толерантность, оптимистичность, готовность прийти на помощь, умение слушать и слышать.
Ещё мне нравилось в нём то, что он крайне редко пользовался ненормативной лексикой. Разумеется, рассказывая анекдот, некоторые слова из которого как раз принадлежали к такой лексике, он, конечно, не «запикивал», как это делается в передачах на телевидении. Но, чтобы просто разговаривать матом, такого не было, поскольку он имел обширный нормативный словарный запас для выражения своих мыслей и эмоций.
Он умел также и руками многое делать – класть кирпичную стену, работать топором, пилой и т.д. Дом на улице Красной (!!!) отремонтирован во многом его руками, им же построена баня, в которой и мне довелось попариться вместе с ним.
Будучи на пенсии, Александр Андреевич в последние годы пристрастился к рыбалке, сбору грибов. С большим интересом оживленно рассказывал мне о своих «вылазках» на природу. Он обычно говорил: «Выйти на лонь», имея в виду сочетание «на лоно природы».
На протяжении последних лет в нашей газете были опубликованы статьи о работниках культуры. Некоторые из них подписаны: «Александр Хандожко, Леонид Подвойский». Мы вместе с ним обсуждали некоторые аспекты содержания статей при личных встречах или по телефону. К тому же, он предоставлял мне некоторый фактурный материал. Так что в принципе они были подготовлены нами вместе. Более того, готовя другие статьи за своей подписью, я с ним созванивался и получал дельные советы. В моих планах — еще кое-что написать о работниках культуры. А советоваться теперь не с кем…
О названии статьи-воспоминания. Долго думал, уместно ли назвать своего друга по прозвищу, хотя и необидному, и даже ласковому, к которому сам он относился с юмором. О происхождении прозвища Александр Андреевич рассказывал так. Как-то зимой в детстве он пришел с морозной улицы раскрасневшийся, и кто-то из родителей или старших братьев сказал: «Саша, какой ты красный!». Вот с тех детских лет и пошло-поехало, прилепилось к нему это прозвище на всю оставшуюся жизнь.
Большей частью так его называли «за глаза», как говорится; он знал это и не обижался. Я даже и «за глаза» называл его так очень и очень редко. Поразмыслив, я все-таки решил, что употребление прозвища в названии статьи, посвящённой его памяти, никого не должно обидеть. Надеюсь на это в первую очередь со стороны его дочерей Ирины Александровны и Лилии Александровны, а также внуков, внучек, правнуков. Думаю, и он не обиделся бы, если бы я так назвал его в газете при жизни. «Хандожек» (прошу не обижаться носителей этой фамилии) в Красной Горе много, а Красный – один!
P.S. Возникла ёрническая мысль, сам понимаю, что не более, чем ёрническая, но все-таки… Последние несколько лет Александр Андреевич с семьей жил на улице Красной. Так и хочется назвать её улицей Красного!
Она обратила внимание на неудовлетворительное состояние лестницы, которая ведет от кардиоцентра ...
Планируется строительство 6-полосной дороги между Володарским и Бежицким районами, которая ...
На все обращения обязательно направят ответы и разъяснения. Как сообщает издание РИА «Стрела», ...
Местный житель спросил, почему приостановились работы и когда же карачевцы смогутмогут ...
В течение 2-х часов губернатор отвечал на вопросы жителей области, поступившие по телефону, ...
Жители области задавали вопросы главе региона, поделились насущными проблемами. Как сообщает ...