Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» газеты «Фотографируют наши читатели»
Фото семьи Ушаковых из Красной Горы
Лето 2021 года выдалось необычным, побив температурные рекорды нескольких прошедших десятилетий. Уходили последние дни июня, а очередная неделя так и не принесла долгожданной влаги и спасения от изнуряющей жары.
Томление от устоявшейся духоты испытывали не только люди, но и увядающая природа. Окаменевшая и потрескавшаяся земля, веками облагораживаемая трудом крестьян, в таких условиях обеспечивала питание только сорнякам. Взбодрить всех и придать жизненных сил мог только свежий дождик…
Остатки некогда шумного посёлка Дубрежка, расположенного на самой западной окраине Брянщины, скромно ютились в зарослях деревьев и быстро поднявшегося молодого леса. Несколько разбросанных домов да брёвна с торчащими рёбрами бывших построек напоминали о былом величии посёлка. Улицы давно заросли кустарником, только тропы напоминали о проходивших ранее дорогах и ещё теплящейся здесь жизни десятка человек.
Единственной сохранившей облик оставалась центральная улица Дубрежки – Первомайская. Здесь как незыблемая памятная реликвия времён СССР сохранилась главная достопримечательность – автобусная остановка, изготовленная из добротных бетонных плит. Около неё – дома пенсионеров Елены Хандожко и Николая Горбачёва.
Николай, отметивший в прошлом году 70 лет, не держал в хозяйстве никакой живности, а занимался общественными делами. У дома же его беспокойной соседки квёлые от жары куры периодически лениво склёвывали рассыпанное хозяйкой зерно, затем опять изнемогали, раскрыв клювы. Даже петух – их предводитель, вечный заводила и контролёр на своём подворье, разомлев, забился в теневой угол и, прикрыв глаза, безмятежно дремал. Порой, приоткрывая один глаз, он искоса лениво поглядывал вокруг, затем опять уходил в дрёму, не реагируя на окружающую обстановку. Куры, утомлённые высокой температурой, даже не обратили внимания на голубя, прилетевшего к их застолью. Незваный гость был худощав и потрёпан жизнью.
Сюда и подошла около 17-ти часов 28-го июня 93-летняя У.В. Поленок. Она медленно брела по дороге, опираясь на палку. Двойное изображение – чёткое от оперированного глаза и мутное наложение от второго, утратившего остроту зрения за прожитые годы, беспокоило её, но она уже притерпелась к этой проблеме, как и ко многим другим в жизни.
По центральной улице, не задерживаясь в посёлке, промчался легковой автомобиль, оставив за собой медленно оседающие завихрения пыли.
Трепет и биения в траве на обочине дороги привлекли внимание беспокойной Ульяны Васильевны. Это был небольшой голубь, беспомощно пытавшийся взлететь. Его судорожно дрожащие крылья в белых крапинках и цветные пёрышки, отливавшие кирпичным окрасом, тронули сиротское сердце пожилой женщины. Отзывчивое, оно невольно ворохнулось от жалости и сострадания. Надо было спасать бедную птицу. С трудом согнувшись и подняв голубя, она набрала в ладонь воды и поднесла к его клюву. Раз, другой попробовав испить, голубь вдруг замер. Его головка безвольно упала набок.
«Надо нести к Горбачёву, — решила У.В. Поленок. – Бывший зоотехник поможет, он многим помогает».
Обратив внимание, что на ноге птицы блестит кольцо, она подумала: «А голубь-то непростой».
Николай Васильевич, имевший не один десяток лет серьёзную практику работы с крупным рогатым скотом, внимательно и профессионально произвёл осмотр.
— Нет признаков жизни, — задумчиво, почёсывая затылок, с виноватым лицом молвил он.
Возникшую неловкую паузу заполнила подошедшая соседка Елена.
— Мой голубь, — ещё с порога заявила она.
— Ты же голубей не держишь, — удивился Горбачёв.
— Прилетел откуда — то 2 дня назад. Тощий и одинокий, прибился к курам и, как свой, разгуливал и питался с ними. Мне его жалко было, пусть, думаю, подкормится немного, — объясняла Хандожко.
— Кольцо у него на ногу кто-то надел, — напомнила Поленок.
Николай Васильевич стал внимательно рассматривать необычное кольцо, имевшее таинственную надпись, содержавшую цифры и буквы.
— С Ирака прилетел, — удивлённо пояснил он, с трудом прочитав заграничную надпись.
История с голубем для небольшого посёлка была настоящим событием. К Николаю Васильевичу подошёл и 84-летний Михаил – любитель и знаток политики и философии жизни, готовый обсудить любую тему.
— Заморская, значит, птица, — глубокомысленно произнёс он. – Смотри ты, из Ирака прилетела! Куда стремилась? Может, разведчик? — размышлял он вслух. — Их раньше специально готовили для этих целей.
— Да, таких голубей и в СССР готовили, — подтвердил Николай. – Занимался этим наш земляк генерал Медведев.
— А что у нас в деревне разведывать? Ничего ведь нет, — удивилась Елена, а затем добавила: «Кольцо непростое и красивое, значит, хозяин у него был».
— Окольцевали его в 2020 году, чтобы знать о путях миграции, — пояснил Николай Васильевич, единственный в посёлке имевший надёжное высшее образование Советского Союза.
Обсудив данную историю и погалдев для разрядки обстановки, неравнодушные жители приняли решение: сообщить о произошедшем событии куда положено. Отсутствие ясности – куда докладывать, не смутило их. Ответственным за исполнение единогласно был определён авторитетный представитель посёлка – Николай Васильевич.
По его просьбе и была исполнена данная информация. 3-го июля с приложением фотографий кольца она была отправлена в Российский центр кольцевания птиц (г. Москва), ведущий обработку данных по кольцеванию птиц и осуществляющий взаимодействие с аналогичными центрами других стран. 5-го июля из центра поступил ответ с благодарностью за предоставленные материалы жителям посёлка Дубрежка.
Фото семьи Ушаковых из Красной Горы
Верьте в чудеса и будьте счастливы и любимы! И снова здравствуйте, дорогие читатели! С какими ...
Уважаемые жители Макаричского сельского поселения! Примите самые добрые поздравления с Новым ...
Накануне Нового года звание «Народный мастер декоративно-прикладного искусства Брянской ...
Сегодня, переворачивая листы календаря уходящего года, мы вспоминаем его знаковые ...
Александр, 42 года: – Праздник всегда встречаем в кругу семьи и друзей. Смотрим выступление ...