Проект брянской газеты «Красногорская жизнь» газеты «Фотографируют наши читатели»
Фото семьи Ушаковых из Красной Горы
В маленьких посёлках люди находятся словно в особом мире. У них устоявшийся с годами размеренный уклад жизни, свои проблемы и заботы, свои радости. У друг друга они как на ладони.
Дорогие читатели, сегодня — продолжение серии статей о посёлках, входящих в Колюдовское сельское поселение. Наш рассказ о Дубрежке.
Приезд автолавки индивидуального предпринимателя из Фошного с продуктами для жителей посёлка — событие. Этот день они ждут с нетерпением, планируя, что приобрести, а что — заказать. Собираются заранее утром в четверг на автобусной остановке, поговорят, обменяются новостями, купят что надо и снова по своим домам – живут в основном на удалении: раньше посёлок был большой и состоял не из одной улицы.
Местные жительницы Е.В. Поленок, М.Н. Струговец и Е.И. Хандожко наперебой рассказывают мне о том, что жизнь здесь кипела: «Около 100 дворов было, начальная школа, клуб, магазин. Люди работали в отделении колхоза «Заря коммунизма» (центральная усадьба его — в д. Фошное). Коров два стада на посёлке было. Весело жили и дружно». Но отток сельского населения в города – процесс неизбежный. Особенно быстро разъехались жители Дубрежки после событий на Чернобыльской АЭС. Сейчас здесь постоянно проживает всего 11 человек, среди них и вот эти три женщины. Хочется и вас познакомить с ними. Уж больно они замечательные, сохранившие колорит той местности, где живут. С открытой душой, добросердечием, что всегда присуще было деревенским жителям. Уходящая натура, что и говорить. Но кстати, телефоны сотовые, хотя все они дамы весьма почтенного возраста, освоили, газету нашу – «Красногорскую жизнь» — выписывают и читают с удовольствием, новости по телевизору смотрят и обсуждают, прививки от COVID-19 тоже сделали. «Мы привились почти все тут в посёлке, – первое, что сказали при встрече. – Кто в Красную Гору в больницу ездил, кто – на медпункт в Перелазы и Фошное».
Екатерина Васильевна Поленок – единственная из троих родилась в Дубрежке. Закончила только четыре класса местной школы. Дальше учиться, как говорит, мать не разрешила: нужно было идти в колхоз, зарабатывать и помогать семье. Сызмальства поэтому познала тяжёлый труд. С 13 лет – в бригаде, втроём по 1000 тонн силоса за зиму перетаскивали. Потом пошла работать телятницей – больше платили. В 55 лет осталась вдовой. Две дочери живут в Москве, одна – в Республике Беларусь. Привыкшая с детства к крестьянскому труду, Екатерина Васильевна и сейчас, хоть ей уже 84 года, не может сидеть сложа руки. Огород садит, держит восемь коз и козла Диего, а ещё у неё пять собак и десять котов, благо молока на всех хватает. «А куда я их дену, выбросить не могу, грех это, так и живём большой «семьёй», — говорит она. – Всех приглядываю. Воду беру в колодце. Он недалеко. Вроде как персональный – для меня одной, рядом уже никого нет».
Мария Николаевна Струговец – из Фёдоровки, был такой посёлочек, его другое название — Красный Боец. «Как едешь на Колюды», — уточняет она. Муж её Михаил Савельевич – дубрежский. Вместе уже 61 год. Обоим за 80. Живут ладно, много трудятся. В хозяйстве есть лошадь, переживают, что приболела она. Раньше и корова была. А сейчас только поросята, куры да собака. Своя скважина облегчает домашний быт. Отец Марии Николаевны Николай Тихонович Шумеев и его четыре брата погибли в годы Великой Отечественной войны. Все уже были женатыми людьми. Детей вырастили их вдовы. «И голодали, и голые-босые ходили, и брюкву гнилую ели, и смочки (цветки красного клевера собирали, сушили и толкли), всего хватило, – горестно вздыхает Мария Николаевна и продолжает, – детства, считай, и не было. Работала всё время на земле – в полеводстве. Норма была – гектар свёклы на человека. Три раза её прополи, потом убери и погрузи на тележку. Трое детей, которые сейчас в Гомеле живут, – были моими незаменимыми помощниками. А как сено скирдовали! Высота стога – 10 метров, трактором подают, а мы наверху ровнуем. И боязно, что упадём, а всё равно – работаем. Не все умели вершить, так что наверху настоялась. Хоть и трудно было, но люди весёлые и приветливые в посёлке были. Клуб у нас был на краю. Премию дадут – соберёмся, отмечаем. Эх, вот только нога болит, а то бы я и сейчас и станцевала, и спела. По молодости с нашим коллективом художественной самодеятельности объездила с выступлениями Красную Гору и Клинцы».
Елена Ивановна Хандожко, ей 75 лет, родилась в небольшом посёлке Красный Камень, или Нажмы, как его звали в народе, что был когда-то за Зелёной Дубровкой. Отец семью оставил, когда ей было три года. Вот и пришлось в 15 лет уехать на заработки на Украину. В 21 год вышла замуж в Ореховку. Муж рано умер, через три года. Во всём поддерживала свекровь, золовка помогала. Когда сыну исполнилось девять лет, посватался вдовец (жена умерла после родов) с тремя маленькими детьми, младшей – четыре месяца. Пожалела их, так и оказалась в Дубрежке. До этого она работала почтальоном, а тут, немного подрастив девочку, пошла в бригаду. По наряду и коров доила, и овец стригла, и телят глядела, и скирды вершила. Дети выросли, мать не забывают, один сын живёт вместе с ней.
Между собой эти три женщины дружат, часто «доведываются» одна до другой, зовут друг дружку в гости, на дни рождения. Сроднились за долгое время! Говорят, что посёлок тихий, такой родной. Их не забывают: приезжают из Красной Горы работники культуры с концертом, торговля выездная есть.
В один голос благодарят президента Путина за мир и за то, что дают пенсию, и в срок. Опять же — провакцинировали их. В общем, жить можно, не привыкло их поколение жаловаться, потому что знают, какой ценой всё это досталось. Знают цену труду и цену хлебу. Да и не могут они на всём готовом, как в городе, быть. Сами выращивают овощи, убирают урожай. Работают по хозяйству, пока есть силы. И держатся один за одного.
«Главный у нас тут Николай Васильевич Горбачёв. Он о нас заботится. Колюдовская сельская администрация его у нас старшим по посёлку назначила, да он и сам такой ответственный человек», – говорят они.
Николай Васильевич в своё время закончил Великолукский сельскохозяйственный институт, по профессии — зоотехник. Его организаторские способности проявились рано – ещё во время учёбы был старостой курса. Работал бригадиром – зоотехником, младшим научным сотрудником в Балашихе, главным зоотехником госплемзавода на Смоленщине, председателем сельсовета, начальником межрайонного племобъединения. Вернулся на родину в 1995 году, трудился в Фошном. Теперь вот беспокоится за своих земляков. А.М. Пенчуков, глава Колюдовского сельского поселения, говорит, что всегда с ним на связи, решают любые вопросы, возникающие у жителей посёлка. Брат Николая Васильевича Виктор – художник по образованию — установил памятную плиту с датой образования посёлка, чтобы осталась память о нём.
Уезжая, невольно оглянулась. Николай Васильевич сидел на своём аккуратном крылечке в совершенно старинном крестьянском стиле, к ногам его ластилась сытая кошка. Он задумчиво смотрел на дорогу, на другой стороне которой, чуть поодаль, буйно цвели жёлтые цветы, «шары», как их зовут в народе. Здесь когда-то стоял дом, где выросла Анна Андреевна Плиско (в девичестве Поленок). Она работала в Красногорском казначействе, сейчас на пенсии, живёт в Брянске. А память об её босоногом детстве, о счастливой поре её юности до сих пор хранят эти скромные цветы, может быть, даже когда-то и посаженные ею.
Послесловие
Не только люди, но и деревни, сёла, посёлки имеют свою судьбу. Как и мы, они рождаются, живут ярко, насыщенно, но, к сожалению, порой наступает их закат. Исчезли и исчезают множество деревенек и посёлков с их светлыми родниками и колодцами, протяжными песнями, малиновым звоном. Растаяли они, растворились во времени. А ведь там кипела жизнь, трудились люди. Шумели свадьбы, появлялись на свет дети. А какой духмяный дух стоял во время сенокоса, и пряно пахла солома по весне. Это другая, исконная Россия. Бывшие жители их вспоминают родные места, такие дорогие сердцу, своих земляков. Малая родина — у каждого в душе. Нужно вслушиваться в отзвуки былого, записывать воспоминания людей, не забывших своё прошлое. Историю не переписать и время не остановить, но память сохранить можно. Это и делает уроженец Дубрежки Михаил Демьянович Поленок, бывший военный разведчик, капитан I ранга в отставке, написавший об этом посёлке уже несколько книг. Это же старается делать и наша газета, рассказывая на своей целевой странице – проекте «Просёлки» о небольших населённых пунктах нашего района. Люди в них испокон веков были великие труженики, они – от земли нашей матушки.
Фото семьи Ушаковых из Красной Горы
Верьте в чудеса и будьте счастливы и любимы! И снова здравствуйте, дорогие читатели! С какими ...
Уважаемые жители Макаричского сельского поселения! Примите самые добрые поздравления с Новым ...
Накануне Нового года звание «Народный мастер декоративно-прикладного искусства Брянской ...
Сегодня, переворачивая листы календаря уходящего года, мы вспоминаем его знаковые ...
Александр, 42 года: – Праздник всегда встречаем в кругу семьи и друзей. Смотрим выступление ...